Советы психолога
Страничку ведет методист УМЦ
Комитета по образованию
Курочкина Наталья Васильевна
Советы молодому педагогу
Всегда тяжело
и страшно делать что-то в первый раз. Так и с классным руководством - боязно,
что ничего не получится. В методической литературе обычно все очень хорошо и
складно написано, но большинству из нас отлично известно, что на деле теория
зачастую расходится с практикой.
Первого сентября начинается, наверное, самое трудное
испытание для молодого классного руководителя: двадцать пар настороженных глаз
следят за каждым твоим движением, пятиклашки ловят каждое твое слово. Невольно
возникают вопросы: как сложатся отношения с классом? получится ли стать для ребят
другом, наставником?
Когда ребята приходят к тебе из начальной школы от любимого
учителя, с которым они провели вместе четыре года, очень трудно бывает
завоевать их любовь и доверие, особенно когда только начинаешь делать на этом
поприще первые шаги. Порой не знаешь, с чего начать, и в первое время
действуешь интуитивно. Сначала
знакомишься со своими будущими воспитанниками заочно, а для этого самое лучшее
поговорить с их бывшим учителем. Кто, как не он, лучше расскажет и о детях, и
об их родителях.
Не стоит обижаться на
то, что первое время ребята часто будут приходить к своему бывшему учителю.
Можно обратить это на пользу - установить шефство над первоклассниками, которые
находятся в похожей ситуации: для них тоже
в школьной жизни многое происходит впервые.
Не стоит в своих начинаниях гнушаться помощи и советов
авторитетных учителей старшего поколения, более опытных, на счету которых уже
не один выпуск. Иногда их наставления могут быть большим подспорьем. Чтобы
лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, классный руководитель должен выбрать определенную
модель поведения и общения с воспитанниками.
Он должен обладать
рядом очень важных качеств. В отношениях со своими учениками можно
придерживаться следующих принципов:
·
Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не
повторять их). Не бойся ошибок - на
ошибках учатся.
·
Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем
твоя ошибка.
·
Работая с детьми, чаще вспоминайте себя в детстве - тебе
будет легче понять ребенка.
·
Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка
(нравится ли, что и как тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом;
каковы твои желания и отношение к нему).
·
Откажись от идеи превосходства, желания залезть в душу
ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушать ребенка и ждать, пока
он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокро венных тайнах.
·
Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
·
Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его
достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть
положительные качества, вот и делай на них ставку.
·
Всегда можно найти то, за что похвалить.
·
Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше (вместе
оформить стенгазету, вместе принять решение и т.д.).
·
Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение,
моду, кумиров и пр.
·
Умей выслушать и
услышать каждый ответ ребенка.
·
Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.
·
Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.
·
Не читай много нотаций – все равно не поможет.
·
Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.
·
Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результаты
своей деятельности.
·
Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно
кажется.
·
Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они
не могут быть другими.
Проверь
себя на профессиональность
Когда в проверку дневников, заполнение журнала, выставление
оценок и прочие структурные механические действия учитель начинает «вкладывать
душу», когда на уроках он напрягает нервную систему для концентрации сил, это
непрофессионально, потому что разрушительно для психики, а результат далек от
желаемого. Сформировать профессиональное умение приводить себя в нужное
состояние для данного вида деятельности прежде всего полезно и удобно самому
учителю.
Для того чтобы
понимать, что мешает работать спокойно, успешно и с удовольствием, необходимо
самому учителю проанализировать, какое из его состояний наиболее комфортно
для него самого и при этом наиболее продуктивно. Такой анализ невозможен без
некоторой статистики.
Мы предлагаем способ накопления данных по некоторым
критериям, которые описаны дальше. Если эти критерии кто-нибудь сочтет для
себя неудобными или неподходящими или разработает более понятные и интересные
критерии, можно будет сравнивать и выбирать. Главное преимущество предлагаемой
формы фиксации - его простота. Не надо вести записи, достаточно после каждого
урока поставить на заранее заготовленном листке бумаги крестики.
Итак, всем учителям, помимо записи урока в журнал,
предлагается проставить на листочке бумаги пять крестиков, отражающих
состояние самого учителя перед уроком, включенность класса в урок,
взаимодействие учителя с классом и оценку самим учителем результата урока.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЯ
«0»- плохое самочувствие, головная боль, слабость, внимание
не концентрируется, урок заранее кажется невыносимо трудным.
«1» - раздраженность, ожидание напряженной работы, страх не
уложиться в урок. Во время урока ощущение, что время уходит, класс топчется на
месте.
«2» - спокойствие на грани равнодушия. Нет сил
заинтересоваться происходящим всерьез. Из задуманного выполняется чуть больше
половины. Нет времени на опрос или самостоятельную работу. Не за что ставить
оценки.
«3» - самочувствие никак не ощущается. Урок идет по
накатанной схеме. И учитель, и ученики работают спокойно, неторопливо. Время
ощущается учителем правильно.
«4» - бодрость, живой интерес к теме урока и к тому, как эта
тема будет воспринята детьми. Готовность провести урок нетрадиционно,
творчески.
«5» - драйв. Урок радостно предвкушается. Уверенность, что
он будет удачным и интересным. Волнение, как перед премьерой.
ВКЛЮЧЕННОСТЬ КЛАССА
«0» - класс переговаривается, все заняты своими не
относящимися к уроку делами.
«1» - сидят тихо, смотрят на доску, что-то записывают. При
попытке учителя выяснить, что усвоено, не понимают, что от них хотят. Отвечают
после долгих наводящих вопросов.
«2» - работают добросовестно, хотя и без особого желания. Но
отвлекаются и после этого с трудом возвращаются к работе.
«3» - класс занимается добросовестно, с пониманием и
осознанием своей урочной деятельности. Ученики работают внимательно, не
отвлекаются. Быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.
«4» - класс увлечен уроком. Происходит самостоятельное
осмысление темы и ее места в общей картине предмета. Часть детей воспринимает
тему урока как личную и важную для себя проблему.
«5» - весь класс готов работать с выходом за рамки урока,
предмета и узкой темы. К уроку все готовились и лично заинтересованы в
максимальной эффективности времени урока.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
«0» - учитель сам по себе, класс сам по себе.
«1» - учитель объясняет, показывает, руководит, ученики
выполняют. Неинтересно ни учителю, ни ученикам.
«2» - урок не в тягость ни учителю, ни детям. Все правильно
располагается во времени, дети без особого труда усваивают материал урока и
получают нормальные оценки.
«3» - часть урока вызвала живой интерес и активное
обсуждение, появились нетривиальные мысли, решения, которые порадовали обе стороны.
«4» - игра. Учителю и ученикам одинаково интересно
происходящее. Возможны неожиданности и сюрпризы (азарт игры не обязательно
сопряжен с азартом познания).
«5» - учитель и ученики делятся новой и взаимно интересной
информацией. Урок проходит в атмосфере азарта познания, совместного поиска
правильного ответа. Вызывает желание в свободное время вернуться к
обсуждаемой теме.
Уже через месяц учитель может сам, посмотрев на графики,
увидеть кое-какие закономерности.
У некоторых участников эксперимента состояние и остальные
параметры зависят от времени дня. Например, с утра все хорошо, а к пятому
уроку все точки на графике «проваливаются». Иногда такие «провалы»
соответствуют дням недели.
Чаще точки на графике «падают» на каком-то классе. Во всех классах
ровно, спокойно и плодотворно проходят уроки. Показатели по всем параметрам не
ниже середины, а в этом классе постоянно ниже двойки. Если такая картина по
данному классу только у одного учителя - это требует совместной работы учителя
и педагога-психолога. Выясняется, кто из класса вызывает отторжение,
вырабатываются совместно способы установления контакта с классом. Если же один
и тот же класс «проваливается» у нескольких учителей, собирается
психолого-педагогический консилиум, на котором обсуждаются проблемы этого
класса. Коллегиально выбираются способы и методики для преодоления возникших
сложностей в этом данном классе. Иногда эти способы обсуждаются вместе с
учащимися и их родителями.
Продолжение следует!