Советы психолога

 

IMG_0589.jpg

 

 

 

Страничку ведет методист УМЦ

Комитета по образованию

Курочкина Наталья Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

Советы молодому педагогу

 

TEACHER1.WMFВсегда тяжело и страшно делать что-то в первый раз. Так и с классным руководством - боязно, что ничего не получится. В методической литературе обычно все очень хорошо и складно написано, но большинству из нас отлично известно, что на деле теория зачастую расходится с практикой.

Первого сентября начинается, наверное, самое трудное испытание для молодого классного руководителя: двадцать пар настороженных глаз следят за каждым твоим движением, пятиклашки ловят каждое твое слово. Невольно возникают вопросы: как сложатся отношения с классом? получится ли стать для ребят другом, наставником?

Когда ребята приходят к тебе из начальной школы от любимого учителя, с которым они провели вместе четыре года, очень трудно бывает завоевать их любовь и доверие, особенно когда только начинаешь делать на этом поприще первые шаги. Порой не знаешь, с чего начать, и в первое время действуешь интуитивно.  Сначала знакомишься со своими будущими воспитанниками заочно, а для этого самое лучшее поговорить с их бывшим учителем. Кто, как не он, лучше расскажет и о детях, и об их родителях.

 Не стоит обижаться на то, что первое время ребята часто будут приходить к своему бывшему учителю. Можно обратить это на пользу - установить шефство над первоклассниками, которые находятся в похожей ситуации: для них тоже  в школьной жизни многое происходит впервые.

Не стоит в своих начинаниях гнушаться помощи и советов авторитетных учителей старшего поколения, более опытных, на счету которых уже не один выпуск. Иногда их наставления могут быть большим подспорьем. Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, классный   руководитель должен выбрать определенную модель поведения и общения с воспитанниками.

Он должен   обладать рядом очень важных качеств. В отношениях со своими учениками можно придерживаться следующих принципов:

·          Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Не бойся ошибок -   на ошибках учатся.

·          Если увидел что-то, плохо сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка.

·          Работая с детьми, чаще вспоминайте себя в детстве - тебе будет легче понять ребенка.

·          Старайся в любой ситуации представить себя на месте ребенка (нравится ли, что и как тебе говорит учитель; что ты чувствуешь при этом; каковы твои желания и отношение к нему).

·          Откажись от идеи превосходства, желания залезть в душу ребенка и принуждать его к откровенности; умей выслушать ребенка и ждать, пока он сам захочет рассказать тебе о своих проблемах и сокро венных тайнах.

·          Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.

·          Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал. У каждого человека есть положительные качества, вот и делай на них ставку.

·          Всегда можно найти то, за что похвалить.READ.WMF

·          Постарайся общаться и сотрудничать с детьми как можно больше (вместе оформить стенгазету, вместе принять решение и т.д.).

·          Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров и пр.

·          Умей  выслушать и услышать каждый ответ ребенка.

·          Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.

·          Научись все видеть и слышать и кое-что не замечать.

·          Не читай много нотаций – все равно не поможет.

·          Не играй в друзья с детьми, а будь им другом.

·          Поручай детям такие дела, в которых они видели бы результаты своей деятельности.

·          Если Вам кажется, что Вас не любят дети, то Вам правильно кажется.

·          Если Вы говорите, что у Вас ужасные дети, Вы правы: у Вас они не могут быть другими.


 

       Проверь себя на профессиональность

 

Когда в проверку дневников, заполне­ние журнала, выставление оценок и про­чие структурные механические действия учитель начинает «вкладывать душу», ког­да на уроках он напрягает нервную систе­му для концентрации сил, это непрофес­сионально, потому что разрушительно для психики, а результат далек от желаемого. Сформировать профессиональное уме­ние приводить себя в нужное состояние для данного вида деятельности прежде всего полезно и удобно самому учителю.

j0250471.wmfДля того чтобы понимать, что мешает работать спокойно, успешно и с удо­вольствием, необходимо самому учите­лю проанализировать, какое из его со­стояний наиболее комфортно для него самого и при этом наиболее продуктив­но. Такой анализ невозможен без неко­торой статистики.

Мы предлагаем способ накопления данных по некоторым критериям, ко­торые описаны дальше. Если эти кри­терии кто-нибудь сочтет для себя не­удобными или неподходящими или раз­работает более понятные и интересные критерии, можно будет сравнивать и выбирать. Главное преимущество пред­лагаемой формы фиксации - его про­стота. Не надо вести записи, доста­точно после каждого урока поставить на заранее заготовленном листке бума­ги крестики.

Итак, всем учителям, помимо записи урока в журнал, предлагается проста­вить на листочке бумаги пять крести­ков, отражающих состояние самого учи­теля перед уроком, включенность клас­са в урок, взаимодействие учителя с классом и оценку самим учителем ре­зультата урока.

 

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЯ

«0»- плохое самочувствие, головная боль, слабость, внимание не концентри­руется, урок заранее кажется невыноси­мо трудным.

«1» - раздраженность, ожидание на­пряженной работы, страх не уложить­ся в урок. Во время урока ощущение, что время уходит, класс топчется на месте.

«2» - спокойствие на грани равноду­шия. Нет сил заинтересоваться происхо­дящим всерьез. Из задуманного выпол­няется чуть больше половины. Нет вре­мени на опрос или самостоятельную ра­боту. Не за что ставить оценки.

«3» - самочувствие никак не ощуща­ется. Урок идет по накатанной схеме. И учитель, и ученики работают спокой­но, неторопливо. Время ощущается учи­телем правильно.

«4» - бодрость, живой интерес к теме урока и к тому, как эта тема будет вос­принята детьми. Готовность провести урок нетрадиционно, творчески.

«5» - драйв. Урок радостно предвку­шается. Уверенность, что он будет удач­ным и интересным. Волнение, как перед премьерой.

 

ВКЛЮЧЕННОСТЬ КЛАССА

«0» - класс переговаривается, все за­няты своими не относящимися к уроку делами.

«1» - сидят тихо, смотрят на доску, что-то записывают. При попытке учите­ля выяснить, что усвоено, не понимают, что от них хотят. Отвечают после дол­гих наводящих вопросов.

«2» - работают добросовестно, хотя и без особого желания. Но отвлекаются и после этого с трудом возвращаются к работе.

«3» - класс занимается добросовест­но, с пониманием и осознанием своей урочной деятельности. Ученики работа­ют внимательно, не отвлекаются. Быст­ро переключаются с одного вида деятель­ности на другой.

«4» - класс увлечен уроком. Проис­ходит самостоятельное осмысление темы и ее места в общей картине пред­мета. Часть детей воспринимает тему урока как личную и важную для себя проблему.

«5» - весь класс готов работать с вы­ходом за рамки урока, предмета и узкой темы. К уроку все готовились и лично заинтересованы в максимальной эффек­тивности времени урока.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

«0» - учитель сам по себе, класс сам по себе.

«1» - учитель объясняет, показывает, руководит, ученики выполняют. Неин­тересно ни учителю, ни ученикам.

«2» - урок не в тягость ни учителю, ни детям. Все правильно располагается во времени, дети без особого труда усва­ивают материал урока и получают нор­мальные оценки.

«3» - часть урока вызвала живой ин­терес и активное обсуждение, появились нетривиальные мысли, решения, которые порадовали обе стороны.

«4» - игра. Учителю и ученикам оди­наково интересно происходящее. Возможны неожиданности и сюрпризы (азарт игры не обязательно сопряжен с азартом познания).

«5» - учитель и ученики делятся но­вой и взаимно интересной информаци­ей. Урок проходит в атмосфере азарта познания, совместного поиска правиль­ного ответа. Вызывает желание в сво­бодное время вернуться к обсуждаемой теме.

Уже через месяц учитель может сам, посмотрев на графики, увидеть кое-ка­кие закономерности.

У некоторых участников эксперимен­та состояние и остальные параметры за­висят от времени дня. Например, с утра все хорошо, а к пятому уроку все точки на графике «проваливаются». Иногда такие «провалы» соответствуют дням недели.

Чаще точки на графике «падают» на каком-то классе. Во всех классах ров­но, спокойно и плодотворно проходят уроки. Показатели по всем параметрам не ниже середины, а в этом классе по­стоянно ниже двойки. Если такая кар­тина по данному классу только у одно­го учителя - это требует совместной работы учителя и педагога-психолога. Выясня­ется, кто из класса вызывает отторже­ние, вырабатываются совместно спосо­бы установления контакта с классом. Если же один и тот же класс «провали­вается» у нескольких учителей, соби­рается психолого-педагогический конси­лиум, на котором обсуждаются пробле­мы этого класса. Коллегиально выби­раются способы и методики для преодо­ления возникших сложностей в этом данном классе. Иногда эти способы об­суждаются вместе с учащимися и их родителями.

 

Продолжение следует!


Hosted by uCoz