Компетентное
мнение
Эту
рубрику ведет
методист УМЦ
Комитета по образованию
Долгова Елена Владимировна
17 сентября 2009 года в Комитете
по образованию Калачинского муниципального района в рамках единого методического
дня состоялся семинар для заместителей директоров по воспитательной работе в
работе которого приняла участие Г.П.Синицына - к.п.н., доцент кафедры
педагогики ОмГПУ.
Ресурсы школьного
воспитания
Кто не думает о будущем, тот его и не имеет.
В ситуации воспитания ресурсы – это не финансы и техника, а все те же скрытые
возможности и средства, которые можно реально использовать, чтобы школа работала
в интересах ребенка. Ресурсный подход в воспитании предполагает «ревизию»
имеющихся средств воспитания.
По мнению Александра Асмолова,
известного российского психолога,
кризисная ситуация в современном воспитании
обострила и вывела на первый план проблему связи и взаимоотношения поколений.
Сумеет ли взрослое поколение заинтересовать поколение, которое идёт на
смену? Сумеет ли быть ценным для него?
Современные школьники меняют своё отношение к миру взрослых. Они раскованы,
свободны и независимы; социальные различия в их развитии проявляются более ярко;
увеличивается число детей с различными проблемами; культурное самоопределение
проходит сложнее, конфликтнее; значительно расширяются возможности
интерактивного общения. Воспитание
таких школьников требует новых
подходов.
В современной воспитательной практике наблюдаются негативные тенденции:
•
мифологизация целей и ценностей;
•
перенос в сегодняшний день старых форм и содержания
воспитания без учета происшедших в обществе изменений;
•
возвращение к жесткому программированию в воспитании;
•
попытки введения стандартов оценивания воспитательной
деятельности в связи с переходом на новую систему финансирования образовательных
учреждений и новую систему оплаты труда учителей.
К сложным проблемам, волнующих педагогическую общественность, относятся проблемы
поликультурного и патриотического,
светского и религиозного, экологического и нравственного воспитания, трудового
воспитания, воспитания информационной культуры. Сегодня в практике воспитания
можно отметить резкую дифференциацию школ по разным параметрам, в том числе и по
решению проблем воспитания детей. Условно можно выделить две группы ОУ:
образовательные учреждения, в которых удается эффективно решать воспитательные
проблемы, и образовательные учреждения, относящиеся к массовой практике.
Эффективные школы:
•
- развитие «самости» ребенка различного возраста;
•
- поиск форм адаптации школьников к современной жизни
общества в процессе их обучения решению проблем, возникающих в социуме;
•
- создание и развитие гуманистических воспитательных
систем;
•
- создание воспитательного пространства при активной
и главенствующей роли в этом
процессе педагогических коллективов ОУ различных типов;
•
- мировая и национальная культура как содержание
воспитания;
•
- интеграция общего и дополнительного образования;
•
- использование новых информационных технологий в
решении воспитательных проблем;
•
- формирование здорового образа жизни и культуры
здоровья учащихся;
•
- создание общностей детей, детей и взрослых
различного масштаба и характера;
•
- создание детских, юношеских родительских и других
общественных организаций, объединений;
•
- изменение профессионального мышления педагога и
содержания его деятельности.
Неэффективные школы:
•
- использование коллективной творческой деятельности,
•
- стремление к формотворчеству,
•
- преобладание количественных оценок в определении
эффективности воспитания, что нередко инициируют органы управления образованием,
•
- выбор содержания, форм, методов и средств
воспитания, неадекватных новым условиям взросления подрастающего человека;
•
- противоречие между заявленной целью
воспитания — личностное развитие ребенка — и методами, средствами ее реализации;
отсутствие соотнесения между целью, задачами и результатами воспитания;
•
- слабая педагогическая рефлексия протекания процесса
воспитания;
•
-
проникновение психотерапевтических, религиозных практик,
•
- возрастание
роли детских и молодежных общественных движений, организаций, объединений,
•
- приверженность различным системам ценностей в среде
школьников и в среде педагогов.
Классный руководитель в современной школ – самая
драматическая фигура, пример «разбалансировки
рабочего места»: требования, функционал, рекомендации не соответствуют
его возможностям с точки рения оплаты и наличных пространственных временных
ресурсов (бумажный блок, организационно-хозяйственный блок, работа со взрослыми,
непосредственная работа с детьми).
Типы классных руководителей в современной школе:
•
энтузиасты-14-25%;
•
добросовестные - 76% (ситуативные, соответствующие,
формалисты, утописты, реалисты);
•
невключённые – 10% (идейные противники, случайные
люди).
Что можно изменить в деятельности классного руководителя?
•
Первая стратегия – идейная (ориентация на служение
детям бесчеловечна в отношении педагога).
•
Вторая стратегия «внутренний секвестр» (сжатие
бумажного потока, сжатие самих документов, использование компьютеров в
оформлении документов).
•
Третья стратегия «расширение ресурсов» (поиск
дополнительных оплат и других поддержек классных руководителей за конкретную
инновационную работу). Объединение ресурсов – фокусировка мобильных современных
воспитательных средств при научно-методических центрах.
На организацию школьного воспитания могут повлиять человеческие ресурсы.
Классный руководитель как ресурс:
•
внесение изменений в нормативную базу;
•
поиск дополнительных поощрений и поддержек классного
руководителя за конкретную инновационную работу, позволяющую осваивать новые
подходы к воспитанию;
•
приведение в соответствие целей, задач и деятельности
по их достижению;
•
переход от формального к реальному воспитанию.
Заместитель директора по воспитательной работе как ресурс.
Формула успеха заместителя директора по
воспитательной работе:
Ресурсные уровни директора школы:
1. лидер воспитательной политики (задаёт стратегии, общие рамки, участник
аналитической работы и всех событий);
2. компетентный подддерживающий;
3. некомпетентный поддерживающий;
4. невмешивающийся (пускает на самотёк);
5. некомпетентный мешающий (имеет свой миф о воспитании)
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе как ресурс:
•
заинтересованно-партнёрские отношения (велика
вероятность конструктивного взаимодействия);
•
позиция знающего методиста (поучающий);
•
дистанционно-равнодушная (либо уставший, либо нет
интереса);
•
защитно-агрессивный тип (неуспешный классный
руководитель).
Вспомогательный персонал школы как ресурс:
1. Чувство принадлежности к школьному сообществу, к общей взрослой
команде.
2. Позитивное отношение к педагогам и администрации.
3. В школе учится свой собственный ребёнок.
4. Актуализируется мечта о несостоявшейся педагогической карьере.
Школьники как ресурс.
Педагогическим ресурсом являются школьники, имеющие квазипедагогическую или
социотехническую позицию и соответствующий опыт (опыт получен в лагерях,
внешкольных общественных или творческих объединениях). Ресурсом является
динамичность, подвижность, креативность таких школьников.
Родители и другие взрослые как ресурс:
•
Активные, доверительно относящиеся к школе.
•
Их мотивация:
- стремление властвовать (поднять свой статус);
- стремление реализовать свой творческий потенциал;
- стремление помочь;
- стремление изменить что-то в жизни детей.
•
Перевод их в более-менее
официальный статус (руководитель кружка, клуба, член комиссий, методических
объединений, семинаров, практикумов…)
Воспитательная политика школы как ресурс:
•
Приоритетность воспитания.
•
Наличие чётких и ясных идей, целей, задач воспитания.
•
Наличие концепции воспитания, принятой всеми
участниками воспитательного процесса.
•
Наличие проектов, позволяющих реализовывать идеи
воспитания.
•
Прозрачная управленческая позиция.
Результат:
изменение профессионального мышления
педагога и содержания его деятельности.
Технологические ресурсы воспитания:
•
Технологии ориентации на успех.
•
Технологии сопровождения и поддержки (тьюторство,
фасилитаторство).
•
Технологии консультирования.
•
Технологии-тренажёры.
•
Тренинговые технологии.
•
Проектные технологии.
•
Информационно-коммуникативные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии как ресурс воспитания.
Воспитание в условиях использования новых информационных технологий происходит в
измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде.
Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать
новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих
молодежь в разных странах мира, что имеет принципиальное значение для
поликультурного воспитания. Очевиден для воспитания российских подростков и
молодых людей позитивный эффект открывшихся возможностей организации совместных
проектов с учащимися других стран по решению проблем различного уровня.
Интернет-конкурсы как ресурсы воспитания творческой личности.
Интернет действительно позволяет не только организовать досуг детей, но и
развить их творческие способности. Он предоставляет возможность участвовать в
различных творческих мероприятиях, представляя свои творческие работы и
сравнивая их с работами других участников, таким образом развивать и
совершенствовать собственные таланты:
•
«Глобал
Эдж»,
•
Центр защиты прав животных «Вита», www.vita.org.ru,
ежегодно организует конкурс «Дизайн против мехов»,
•
Конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и
разных»,
http://portal.lgo.ru,
• Детское экологическое движение «Зеленая планета», www.greenplaneta.ru,
·
Международный благотворительный фонд «Дети Мира»,
www.deti-mira.ru,
•
Портал детских домов «Кукушонок»,
www.kukushonok.ru,
•
Международный фонд защиты животных, www.ifaw.org
Долгова Е.В.,
методист УМЦ
Комитета по
образованию
Социальная
практика обучающихся – системообразующий фактор воспитательной работы
образовательного учреждения
Методика социальной практики
Социальная практика – вид социального проектирования,
в ходе которого, во-первых, происходит освоение, отработка социальных навыков
и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны
социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и не
очевидной.
Социальная практика по своей внешней форме очень
напоминает учебные производственные практики, но принципиально отличается от
них по содержанию. Целью учебной практики является отработка в практической
деятельности навыка, полученного в ходе учёбы. Чаще всего этот навык имеет
профессиональную направленность. В ходе социальной практики предполагается
отработка навыков социального взаимодействия, и профессиональный пласт этого
процесса является вторичным, легко заменяемым.
Цели социальной практики
Основная цель социальной практики заключается в
проблематизации той информации о социальном объекте, которая уже есть у
школьника. Он уже имеет какой-то опыт общения с этими объектами. Но есть не
внешнее, а внутреннее содержание деятельности, есть противоречие между
значимостью социальной и значимостью реальной, определённого вида деятельности.
Практика – вскрытие того, что лежит внутри социальной деятельности, объекта,
явления; заход с фасада (прилавок – склад). Продуктом социальной практики могут
быть те социальные проблемы, противоречия в деятельности, существовании
социальных объектов, которые осознал подросток.
Таким образом, в виде целей социальной практики
выступают:
- отработка навыков социального взаимодействия;
- проблематизация информации о социальном объекте.
Качественное отличие социальной практики от других
видов социальной деятельности заключается в уровне вовлечённости подростка в
социальные отношения. В ходе социальной практики за счёт вовлечённости,
внедрения в реальный процесс социального взаимодействия подросток получает
информацию – не только ту, которую ему готовы дать, но и ту, которую от него
предпочли бы скрыть или просто не посчитали нужным показать. «Вилка» между
внешним и внутренним содержанием деятельности присутствует всегда, и обнаружить
эту вилку – задача подростка на этапе социальной практики.
Задачи социальной практики:
ü Вхождение (внедрение) в работающую социальную
структуру, учреждение;
ü Осуществление реальных действий, характерных для
содержания деятельности данного объекта, рядом со взрослым, вместе с ним, под
его руководством;
ü Знакомство с социальным объектом в деятельностном
режиме;
ü Сбор информации о социальном объекте, которая не
является очевидной;
ü Описание работы социального объекта в логике
проблематизации;
ü Рефлексия своей деятельности.
Виды социальной практики
Основным видом социальной практики является включённое наблюдение. Социальная
практика всегда связана с ситуацией реального взаимодействия учащегося и
компетентного взрослого – работника того социального учреждения, которое
избрано подростком в качестве объекта своей практики. В ходе практики подросток
может осуществить какие-то шаги, характерные для данного специалиста, а может и
не осуществлять их. Главным содержанием его деятельности является наблюдение за
взрослым, совершающим профессиональные действия, каких-то качественно новых,
самостоятельных действий подросток не совершает. Наблюдение может
рассматриваться, с одной стороны, как проявление фактического присутствия
ученика в поле профессиональной деятельности взрослого (Я вижу, это происходит
рядом со мной), с другой – как участие подростка в самой деятельности, с
третьей – как принятие подростком на себя целей и задач деятельности взрослого,
принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с «клиентом»
данного социального объекта (Я выступаю как представитель социального
учреждения).
Объекты социальной практики
Объектами социальной практики могут являться:
ü Социальные явления (детская наркомания);
ü Социальные отношения (отношения к старикам);
ü Социальные институты и учреждения (орган
исполнительной власти, больница);
ü Социальная среда (городской ландшафт).
Специфика социальной практики требует прямого
взаимодействия подростка со взрослым, входящим в социальные отношения,
являющиеся объектом социальной практики. Поэтому при выборе в качестве объекта
социальных отношений, явлений или сред в качестве носителя этих отношений и
т.д. выступают конкретные люди, которые одновременно являются членами какой-то
социальной структуры. Таким образом, при проведении социальной практики всегда
присутствует непосредственный контакт с социальным учреждением или
организацией, практика организуется на его базе. Для исследования одного т того
же социального явления (отношений, сред) могут быть найдены самые разные социальные
институты, учреждения. Например, в качестве объекта выбрана проблема
наркомании, практические шаги осуществляются на базе центра борьбы с
наркоманией, инспекции по делам несовершеннолетних и т.д.
Социальная практика – некое непрерывное действо на
небольшом отрезке времени – в течение 1-2 недель. Конечно же, этот процесс не
может быть включён в учебную деятельность подростка, введён в расписание.
Поэтому, с организационной точки зрения, социальная практика подростка
разбивается на части: организационно-рефлексивную
и практическую.
В ходе отработки организационно-рефлексивного блока
учащиеся решают такие проблемы, как выбор темы практики, разработка плана её
проведения, обсуждение содержания предполагаемых шагов, возникающих трудностей,
своих достижений, переживаний и состояний, анализируются полученные результаты.
Организационной формой данного этапа является урок, который может быть введён в
расписание или вынесен во внеурочное время, но в любом случае – это групповая
работа всего класса.
Практическая часть социальной практики предполагает
участие подростка в реальной деятельности взрослого и всегда вынесена во
внеурочное время. Продолжительность такой деятельности во многом определяется
характером объекта практики и организацией её прохождения. Не обязательно
стремиться к тому, чтобы подросток «практиковался» в течение нескольких дней
подряд. Так как целью социальной практики не является получение
профессиональных навыков, то одномоментное погружение в реальную социальную
ситуацию уже позволяет подростку получить опыт социального взаимодействия.
Так, например, если объектом социальной практики
избрано учреждение социального обеспечения граждан, а формой практики – участие
в раздаче гуманитарной помощи, то практический этап будет заключаться в
непосредственном участии подростка в раздаче гуманитарной помощи.
Продолжительность такого участия может быть небольшой – один раз в течение
1,5-2 часов подросток вместе с работником собеса выдаёт гуманитарную помощь или
же, если организационно это возможно,- в течение 2-3-5- дней.
Продолжительность практического шага не имеет
определённого значения. Эффективность практики будет определяться в первую
очередь уровнем, степенью осознанности её результатов самим подростком.
Характер такого осознания зависит от качества подготовительного этапа к
практике (в рамках организационно-рефлексивного блока) и качеством рефлексии
итогов практики (организационно-рефлексивный блок). Поэтому особенно большое
значение имеет подготовленность учителя-руководителя практики к организации и
руководству групповой работы класса на этапе рефлексии.
Сроки проведения практики за 1-2 недели в большей
степени связаны с организационными трудностями обеспечения одномоментного (в
течение 1-2 дней) участия всех учеников в практической деятельности. Социальное
учреждение редко способно одновременно принять значительную группу детей, так
как сотрудничество с таким социальным учреждением строится в основном на основе
договорённости и не оплачивается, рассчитывать приходится на ограниченное количество
взрослых, готовых оказать помощь и участвовать в практике подростков. В связи с
этим на практическом этапе в классе приходится формировать малые группы (2-3
человека), хотя для достижения целей практики такая малочисленность группы
совсем необязательна.
Позиция учителя
В ходе социальной практики учитель выступает в первую
очередь организатором (координатором) взаимодействия подростка и внешней среды,
социума.
На подготовительном этапе к проведению собственно
практики может возникнуть потребность в позициях обучения, поддержки и
экспертизы.
При позиции обучения предметом взаимодействия учителя
и подростка становится содержание понятия «социальная практика» и содержание
деятельности в рамках социальной практики.
При позиции поддержки общение с подростком строится на
основе принятия учителем имеющих право на существование эмоций и переживаний
ученика, готовности к сопереживающему обсуждению возникающих проблем.
При позиции экспертизы предметом общения становится
вопрос эксперта, который позволяет подростку посмотреть на проблему и свои
действия под новым, ранее недоступным ему углом зрения. Эта позиция может
рассматриваться как средство оказания поддержки подростку и как средство
проблематизации его деятельности и её результатов.
Наибольшие трудности при проведении социальной
практики могут быть связаны с нежеланием социальных учреждений и институтов
идти на сотрудничество со школой и принимать у себя учащихся. Задачей учителя в
этой ситуации становится поиск конкретных лиц, реальных людей – работников
социальных структур, которые готовы будут помочь. В первую очередь, таких людей
следует поискать среди родителей учеников. И при определении места проведения
практики ориентироваться в первую очередь на те учреждения, организации, в
которых у вас «есть свои люди». Другой возможностью, которой обязательно надо
воспользоваться учителю, является официальное обращение школы (директора школы)
к руководителю организации, в сотрудничестве с которой вы заинтересованы.
На этапе практических действий учитель принимает на
себя функции внешнего координатора,
которые становятся очень сложными в связи с большим количеством линий
взаимодействия подростка и социального окружения. Внешний координатор – это
человек, который регулирует взаимодействие группы с «внешней средой» –
социумом.
Так как на этом этапе социальной практики класс разбит
на значительное количество микрогрупп, и у учащихся постоянно возникают вопросы
относительно своей деятельности в учреждении, то необходимо запланировать ряд
консультаций с ними во внеурочное время. Желательно, чтобы учитель провёл
первую организационную встречу всего класса с работниками той организации, с
которой будут проходить встречи. Если предполагается сотрудничать с несколькими
организациями, то встреч, естественно будет несколько, но приглашать на них
можно не только те группы, которые будут работать в этом месте, а всех
учеников. Важно, чтобы учитель имел постоянный доступ к информации о том, как
проходят занятия подростков, но сам не присутствовал на этих занятиях.
Порядок проведения социальной практики
В ходе проведения социальной практики должны быть
пройдены следующие этапы:
1.
Подготовительный
этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики), который включает
в себя:
·
Выбор объекта;
·
Определение цели;
·
Выбор социального
учреждения (института);
·
Формирование
групп.
2.
Собственно
практика (практическая часть).
3.
Завершающий этап
(организационно-рефлексивная часть), включающий:
·
Оформление
результатов практики (дневник);
·
Внешняя
презентация результатов практики;
·
Групповое обсуждение
(рефлексия).
Понятие «социальная практика» имеет общефилософский
смысл. Это такой вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект,
используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на
систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Однако в последнее время социальную практику стали
рассматривать как элемент педагогических систем, направленный на формирование гражданской
компетенции, чувства гражданственности и гражданской активности.
Социально-гражданская компетенция, в основе которой – совокупность знаний в области
социологии, этики, права, экополитики, политологии, позволяющих личности
свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять
способы своего поведения и жизненные планы, является системообразющим элементом
ключевой гражданско-общественной компетенции (в классификации по сферам
общественной деятельности).
Гражданственность – наличие у человека социально значимых нравственных ценностей и
ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе отечества, определяющих
готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее
и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в
общественной жизни, отвечающих морально-этическим и правовым нормам.
Гражданская активность – накопление опыта реально значимых дел, участие в
гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан,
укрепление правопорядка. Накопление подобного опыта возможно только в
результате реальных дел.
Методологически социальная практика связана с
полидисциплинарной теорией деятельности. Понятие деятельности определяет
специфику общественной жизни людей, которая заключается в том, что они
целенаправленно преобразуют объективную природную и социальную
действительность.
Преобразующий характер деятельности позволяет ее субъекту
постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно
преодолевать заложенные в ее основе «программы». В этом выражается
принципиальная открытость, универсальность и свобода деятельности, которая
представляет собой всеобщую форму культурно-исторического творчества.
Таким образом, социальная практика представляет собой
вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений,
а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.
Жизненно-смысловые ценности социальной деятельности:
- жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство,
его индивидуальность;
- родные и близкие люди, их любовь и забота;
- добрые отношения с окружающими людьми,
взаимопонимание и дружба;
- отечество – страна, где ты родился, с народом
которой ты связан общей историей, традициями;
- малая родина – город, в котором ты живешь и его
история, особенности быта, традиции и отличительные черты характера его
жителей; красота города – источник духовного развития, предмет гордости;
- окружающая природа как условие жизни и здоровья
людей, богатство общества; красота природы – источник вдохновения;
- мир между людьми, основанный на уважении к правам
человека;
- труд, дающий радость творчества, источник
благосостояния человека, его семьи, города, страны; ценность того, что создано
трудом.
Социальная практика обучающихся заключается во
включении их в максимально большее количество школьных мероприятий и проектов в
качестве идейных разработчиков, организаторов и дублеров взрослых.
Задачи:
- определить статус социальной практики, возраст
обучающихся – социальных практикантов,
- установить межведомственные связи с учетом наличия
договоров о сотрудничестве,
- определить критерии оценки качества социальной
практики.
Содержательная часть формируется исходя из принципа
выбора учащимся собственного набора социальных практик, пробы различных
социальных ролей и в конечном итоге предпрофильной и профильной подготовки с
соответствующим количеством и качеством элективных курсов и курсов по выбору.
Таким образом, социальная практика позволяет выстраивать индивидуальную
образовательную траекторию обучающихся с учетом социального заказа и
индивидуальных потребностей учащегося. При организации социальной практики
учитывается:
- социальная значимость и востребованность социальной
перактики, количество и качество благополучателей;
- наличие базы проведения, партнерства;
- применение как универсальных (отметки качества,
оценки продукта), так и специфических (рефлексия, «разбалловка») критериев
оценки качества социальной практики;
- затратность разработки проекта социальной практики,
возможность тиражирования;
- привлекательность социальной практики для
обучающихся.
Можно выделить два вида социальной практики:
Активная практика – социальная волонтерская деятельность, участие в школьном
самоуправлении, в социальных и исследовательских проектах, творческих проектах,
разработка и проведение мероприятий в режиме КТД.
Пассивная практика – учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, а
также такие формы эмоционально-практической деятельности как встречи с
интересными людьми, ветеранами, общественными деятелями, репрессированными,
практическими специалистами, рефлексивная и оценочная деятельность, деловые и
ролевые игры.
Социальная практика учащихся выстраивается в
направлениях:
Направление |
Форма |
Возраст |
Самоуправление |
Участие в организации школьного самоуправления во
всех его проявлениях на уровне класса и школы. |
1–11-е классы |
Самоорганизация
и личностный рост |
Ведение «дневника личностного роста» в форме личной
графы в Банке «Одаренные дети». Соревнование: соотнесение собственных
результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка
своей рейтинговой позиции. |
1–11-е классы |
Волонтерская
деятельность |
Участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными
возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших
в рамках Декады инвалидов, Дня пожилого человека, Дня Победы, Дня Памяти жертв
политических репрессий, Дня учителя, 23 февраля, 8 марта. |
5–11-е классы |
Интеллектуальное
творчество |
Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах,
создание и защита собственного интеллектуального продукта. |
1–11-е классы |
Профессионально-ролевая
деятельность |
Стажировка в качестве: ü члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ
1–4-х классов; ü вожатого в отрядах лагеря с дневным пребыванием; ü учителя в День дублера; ü деятельность по самообслуживанию; ü организация и проведение КТД; ü социальное проектирование. |
8–11-е классы |
Здоровье-сбережение |
Волонтерская и активистская деятельность в рамках
Всероссийских, региональных, муниципальных, городских и школьных акций,
направленных на сохранение здоровья нации: Всемирный День борьбы со СПИДом,
Всемирные Дни здоровья, Всемирные Дни отказа от курения. |
1–11-е классы |
Школьная социальная практика помогает обучающимся:
- найти для себя различные способы выстраивания
делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми,
представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезными);
- изучать современный социум и найти свое место в нем;
- работать с деловой документацией;
- кооперировать с другими людьми и работать над
совместным делом;
- выстраивать и проектировать свою деятельность.
Социальная практика в школе – не дань моде, а
необходимость, без которой невозможны формирование гражданина и его успешная
социализация. Итогом, продуктом социальной практики обучающихся или групп,
могут стать социальные проекты, мультимедиа-презентации, статьи и репортажи для
СМИ, учебные тексты, рефераты, сообщения.
ЛИТЕРАТУРА:
ü Социальная практика – Википедия
ü Беспалова Г.М., Виноградова
Н.М. Социальное проектирование подростка.- М.: Новый учебник, 2003г.
ü Давыдов В., Громыко Ю. Теория деятельности и
социальная практика // Доклад на III Международном конгрессе по теории
деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.situation.ru/app/j_artp_973.htm.
ü Система правового образования в школе и воспитание
гражданина России / Под ред. Н.И. Элиасберг // Правоведение 5–7(8). – СПб:
Специальная Литература, 1999.
ИЗ ОПЫТА
Положение о
прохождении социальной практики обучающимися общеобразовательных учреждений
Самарской области
I. Общие положения.
Прохождение обучающимися социальной практики может
осуществляться в рамках часов школьного компонента вариативной части Базисного
учебного плана, а также во внеурочное и каникулярное время.
Задачами социальной практики являются:
- формирование социальных компетенций на основе
привлечения обучающихся к общественно значимой деятельности;
- приобретение практических умений коммуникативной
культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
- знакомство с конкретными условиями и содержанием
отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
- приобретение навыков формирования индивидуальных
моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем,
сопровождающих деятельность обучающихся во время прохождения социальной
практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;
- формирование представлений обучающихся о
возможностях современных социальных технологий.
Социальная практика обучающихся может проводиться на
базе учреждений и организаций системы здравоохранения и социальной защиты
населения, в учреждениях культуры и спорта, в системе объектов местных органов
самоуправления и подразделений службы занятости населения, предприятий, имеющих
и реализующих благотворительные программы, социально ориентированные акции, на
основе взаимодействия с общественными организациями и движениями,
осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность, а также в
средствах массовой информации и в службах, занимающихся социологическими
исследованиями.
Данный перечень является примерным и может быть
дополнен и изменен.
Объектами социальной практики могут быть следующие
формы общественно значимой деятельности обучающихся:
- участие в волонтерских движениях различной
направленности;
- занятость общественно-полезным трудом по
благоустройству и озеленению города (района);
- в рамках патроната совместное с социальными
работниками осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям
населения своего района (города) (престарелым, инвалидам и ветеранам в
учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, неполным
семьям);
- участие в мероприятиях по поддержанию и
функционированию учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев,
библиотек, детских спортивных площадок и стадионов;
- участие в шефстве над воспитанниками учреждений
дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их
досуга и занятости во внеурочное время;
- практическая работа в детских и молодежных
общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив,
имеющих социально значимую ценность;
- работа в качестве интервьюеров при проведении
опросов общественного мнения и социологических исследований средствами массовой
информации и специализированными службами;
- участие в работе творческих групп, занимающихся
социальным проектированием в рамках областной программы "Гражданин";
- осуществление помощи в работе молодежных бирж труда,
подразделений городских и районных комитетов по делам молодежи, органов
местного самоуправления жителей микрорайонов и ТОСах.
II. Организация социальной практики
Общую координацию прохождения обучающимися социальной
практики осуществляет департамент науки и образования Администрации области.
В городах и районах области контроль за прохождением
обучающимися социальной практики обеспечивают государственные территориальные и
муниципальные органы управления образованием (их методические службы).
Непосредственную организацию прохождения социальной
практики обучающимися осуществляет общеобразовательное учреждение.
Общеобразовательное учреждение обеспечивает:
- разработку и утверждение программы социальной
практики;
- разработку и утверждение образовательных программ
учебного курса "Социальная практика»;
- заключение не позднее чем за месяц до начала
прохождения практики двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или
организацией об условиях и порядке прохождения практики обучающимися;
- издание приказа по учреждению о прохождении
социальной практики обучающимися в соответствующем учебном году;
- закрепление лиц, ответственных за прохождение
обучающимися социальной практики;
- распределение обязанностей за ответственными
специалистами, организующими прохождение социальной практики обучающимися;
- направление обучающихся на практику в сроки,
установленные учебными планами и программами;
- распределение обучающихся по конкретным учреждениям
и организациям на время прохождения социальной практики;
- составление графиков перемещения обучающихся по
местам прохождения практики в соответствии с утвержденной программой социальной
практики и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации,
учреждения;
- контроль за соблюдением требований норм охраны
труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде
несовершеннолетних, кодекса законов о труде во время прохождения обучающимися
социальной практики.
Социальный педагог, организатор внеклассной работы,
заместитель директора по воспитательной работе, обеспечивают:
- формирование необходимой для проведения социальной
практики документации;
- периодический контроль в течение учебного года за
прохождением социальной практики обучающимися;
- контроль за предоставлением обучающемуся принимающей
организацией во время прохождения социальной практики развернутой
характеристики на обучающегося (уровня его активности во время практики,
достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений).
III. Порядок прохождения социальной практики
Социальная практика проводится в течение учебного года
в рамках часов школьного компонента вариативной части Базисного учебного плана,
а также во внеурочное и каникулярное время.
Конкретные сроки и формы прохождения обучающимися
социальной практики определяет администрация общеобразовательного учреждения, в
том числе, на основе двухсторонних договоров с принимающими предприятиями,
учреждениями и организациями.
Продолжительность рабочего времени обучающихся во
время прохождения социальной практики определяется трудовым законодательством и
другими нормативными правовыми актами.
В ходе сформировавшихся и устоявшихся взаимоотношений
общеобразовательного учреждения с учреждениями и организациями, в которых
обучающиеся проходят социальную практику, возможно закрепление в уставе школы в
качестве локального акта положения о прохождении обучающимся образовательного
учреждения социальной практики.
Мониторинг
деятельности классного руководителя
Основные направления деятельности классного руководителя
|
Обеспечение условий достойного
безопасного пребывания детей в ОУ |
10 |
С коллективом класса |
Индивидуально с учащимися |
С родителями |
С учителями- предметниками |
С окружением |
1.1. |
Характеристика состояния здоровья и вовлеченности учащихся
класса в физкультурно-оздоровительную деятельность |
|
Контроль посещаемости ОУ
учащимися |
Информация о причинах
пропусков |
Информация
о причинах пропусков, официальные документы |
|
|
1.1.1 |
Наличие информации о
состоянии здоровья уч-ся класса (заболевания, ограничения по здоровью),
посещении спортивных секций, регулярности занятий физ. культурой. |
1 |
Листок здоровья, список
уч-ся по группам здоровья, |
Собеседования, консультации
с мед. работником о мерах по охране
укреплению здоровья |
Информированность
о наличии детей с заболеваниями |
Информация о наличии в
спорт. секциях спецгрупп |
|
1.2. |
Формулировки задач и принципов ВР |
|
|
|
|
|
|
1.2.1 |
Сформулированы конкретные и
измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе |
2 |
Диагностика интересов уч-ся
по данному направлению |
Диагностика запросов
родителей (анкетирование) |
|
Анализ ресурсов социума |
|
1.2.2 |
Сформулированы правила
работы по решению выявленных проблем, основан-ные на понимании особенностей
класса |
2 |
Организация работы по профилактике заболеваний,
обучение методам релаксации, проведение физ. минуток на уроках |
Консультации с
мед.работником |
|||
1.3 |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
ЗОЖ, спортивная жизнь |
Вовлечение в работу по
организации и проведению мероприятий |
Привлечение к организации
мероприятий, участие родителей |
Привлечение к организации
мероприятий, участие учителей |
Привлечение к организации
совместных мероприятий, участие |
1.3.1 |
Наличие в план-сетках 4
классных часов по данной тематике |
1 |
|||||
1.3.2 |
Наличие в план-сетках 3
классных мероприятий, тематика, форма
и содержание которых адекватны поставленным задачам. |
1 |
Спортивные соревнования,
диспуты, встречи-беседы |
||||
1.3.3 |
Комплекс мер по охране и
укреплению здоровья, вовлечению уч-ся
в занятия физической и спортивной деятельностью согласован с врачом и
родителями. |
1 |
Инструктажи по ТБ (вводные,
целевые, повторные) – ведение журнала, обеспеченность горячим питанием |
Инструктажи по ТБ (вводные,
целевые, повторные) – ведение журнала, обеспеченность горячим питанием |
Информированность
родителей по комплексу мер, |
|
Анализ возможностей социума
(ресурсы) |
1.3.4 |
План предполагает
дифференциацию работы исходя из состояния здоровья учащихся. |
1 |
|
|
|
|
|
1.3.5 |
План предполагает
привлечение родителей в качестве организаторов мероприятий. |
1 |
|
|
|
|
|
2. |
Обеспечение позитивных межличностных отношений |
10 |
С коллективом класса |
Индивидуально с учащимися |
С родителями |
С учителями-предметниками |
С окружением |
2.1 |
Социально-психологическая характеристика класса |
|
|
|
|
|
|
2.1.1 |
Сформулированы общие
возрастные проблемы межличностных отношений школьников |
1 |
|
|
Инд. беседы по выявлению
личностных особенностей, анализ поведения ребёнка в семье |
|
Консультация психолога,
соц.педагога |
2.1.2 |
Сформулированы
особенные для уч-ся данной школы, жителей микрорайона проблемы межличностных
отношений |
1 |
|
|
|
Анализ социума, привлечение
работников ИДН |
|
2.1.3 |
Сформулированы
специфические проблемы межличностных отношений школьников обусловленные особенностями класса (история
формирования коллектива, стили кл. руководства, состав учащихся и т.д.) |
3 |
Диагностика межличностных
отношений, анкетирование. Анализ классного коллектива |
Индивидуальные консультации |
Индивидуальные
консультации. Диагностика внутрисемейных
отношений. |
Информированность
о наличии проблем межличностного общения, составлен комплекс совместных
действий |
Привлечение
социально-психологической службы, |
2.1.4 |
Описана структура
межличностных отношений (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микро-группы,
основа объединения в микро-группы) |
1 |
Социометрия класса |
Индивидуальные консультации,
беседы |
Диагностика взаимоотношений
уч-ся с учителями, изучение мотивации учения |
Консультация психолога,
соц.педагога |
|
2.1.5 |
Описаны
межличностные проблемы в кол-ве класса |
1 |
Психолого-педагогическая
диагностика (столкновения между группами, причины, противоборство между
лидерами, давление на аутсайдеров, уровень дисциплины) |
Консультация психолога,
соц.педагога |
|||
2.2 |
Формулировки задач и принципов ВР |
|
|
|
|
|
|
2.1.1 |
Сформулированы конкретные и
измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе |
1 |
Выбор стиля классного
руководства. Составление памяток по
поведению в различных ситуациях |
Комплекс
мер по поддержке и пед. защите уч-ся, выбор методов работы с каждым уч-ся
(группой) |
Индивидуальные
консультации, собеседования- изучение запросов семьи |
|
Консультация психолога,
соц.педагога |
2.1.2 |
Сформулированы правила
работы по решению проблем, основанные на понимании особенностей класса |
1 |
Консилиумы, малые педсоветы |
||||
2.3 |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
Тренинги
на взаи-модействие, развитие личных качеств, практикумы |
Индивидуальные тренинги,
консультации, беседы |
Привлечение к организации
мероприятий, участие родителей |
Привлечение к организации
мероприятий, участие учителей |
Экскурсии, встречи, беседы
со специалистами. |
2.3.1 |
Наличие в план-сетках 4
классных часов по данной тематике |
1 |
|||||
2.3.2 |
Наличие в план-сетках 3
классных мероприятий, тематика, форма
и содержание которых адекватны поставленным задачам. |
1 |
КТД,
классно-семейные праздники, туристические походы, сборы, «огоньки», диспуты
(круглый стол) |
|
Семейные клубы |
||
3. |
Содействие освоению школьниками программ общего и
дополнительного образования |
10 |
С коллективом класса |
Индивидуально с учащимися |
С родителями |
С учителями предметниками |
С окружением |
3.1 |
Характеристика особенностей образовательной программы |
|
|
|
|
|
|
3.1.1 |
Информированность классного
руководителя об особенностях содержания образования во вверенном классе,
перечисление конкретных особенностей: распределение нагрузки по предметам,
роль образовательных областей, сложность содержания по предметам. |
1 |
Подробная информация о
содержании учебного плана, изучение особенностей усвоения программ учащимися. Контроль при подготовке к
ГЭА, ЕГЭ. |
|
|||
3.2 |
Формулировки задач и принципов ВР |
|
|
|
|
|
|
3.2.1 |
Сформулированы конкретные и
измеримые задачи ВР классного руководителя по обеспечению хорошей
успеваемости уч-ся, основанные на анализе ситуации в классе. |
2 |
Комплекс мероприятий по
формированию предметных и ключевых компетенций уч-ся, обучение научной
организации труда |
Разработка и реализация
индивидуальных образовательных траекторий. |
Информированность
родителей о содержании учебного плана, изучение особенностей индивидуального
усвоения программ учащимися |
Консультации,
собеседования. |
|
3.2.2 |
Сформулированы правила
работы по решению проблем, основанные на понимании особенностей класса. |
2 |
|
||||
3.3 |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
Мониторинг успеваемости
уч-ся, план дополнительных индивидуальных занятий, консультаций с учителями. Контроль за выполнением
дом. заданий. Создание системы
стимулирования качества обучения. |
Диагностика индивидуальных
особенностей уч-ся, мотивации учения, запросов и интересов уч-ся (опрос, тестирование, анкетирование).
Разработка и реализация программы с одарёнными детьми. |
Изучение запросов,
интересов семьи. Информирование родителей об успехах и проблемах уч-ся – род.
собрания, индивидуальные беседы. Изучение внутрисемейных
условий. |
Малые педсоветы:
координация мер по решению проблем реализации образовательных программ
(работа с неуспевающими). Приглашение на род.
собрания, индивидуальные беседы, консультации. Совместная деятельность по
программе с одарёнными детьми. |
Изучение
возможностей социума по
дополнительному образованию обучающихся. |
3.3.1 |
Наличие в плане мер по
решению следующих задач: - обеспечение
учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной
деятельности уч-ся и класса в целом, - организация работы с
неуспевающими по предметам, - организация контроля за
регулярностью выполнения домашних заданий, - своевременное
информирование родителей об успеваемости детей, - стимулирование качества учебной
деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости уч-ся. |
5 |
|||||
4. |
Осуществление патриотического, гражданско-правового
воспитания, формирование социальной компетентности учащихся |
10 |
С коллективом класса |
Индивидуально с учащимися |
С родителями |
С учителями предметниками |
С окружением |
4.1 |
Характеристика особенностей воспитания патриотических чувств,
формирования опыта
гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся |
|
Анализ развития социальной
компетентности уч-ся класса, опыта деятельности по данному направлению. Анализ системы
самоуправления в классе. |
Диагностика индивидуальных
запросов, интересов уч-ся. |
Изучение родительских
запросов, внутрисемейного отношения по данному направлению. |
|
Изучение опыта
взаимодействия с социумом по данному направлению, анализ ресурсов социума. |
4.1.1 |
Определены предпосылки и
проблемы воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения,
развития социальной компетентности уч-ся |
2 |
|||||
4.1.2 |
Определен уровень
общественной самоорганизации класса. |
1 |
|||||
4.2. |
Формулировки задач и принципов ВР |
|
|
|
|
|
|
4.2.1 |
Определены задачи
воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданского и
нравственного поведения, развития социальной
и правовой компетентности учащихся
адекватно возрасту и особенностям класса. |
2 |
Система традиций школы,
класса. Диагностика индивидуальных
запросов, интересов уч-ся. |
|
|
|
|
4.2.2 |
При формулировке задач учтены возрастные
особенности, традиции ОУ, специфика класса. |
1 |
|
|
|
|
|
4.3. |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
Разработка годового цикла
мероприятий: классные часы, праздники, встречи, диспуты, игры (ролевые,
деловые, экономические), социальное проектирование, социальная практика. Организация
общественно-полезной деятельности. Деятельность органов
самоуправления, которая обеспечивает формирование опыта гражданского
поведения (заключение договора между педагогами и уч-ся). Реализация плана
развития системы самоуправления. |
Привлечение к организации
мероприятий, участие родителей |
Привлечение к организации
мероприятий, участие учителей |
Привлечение к организации совместных
мероприятий, участие специалистов. Организация социального
партнёрства. |
|
4.3.1 |
Разработан годовой цикл мероприятий,
содействующих воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развития соц. и правовой компетентности
уч-ся с учетом памятных дат, государственных и региональных мероприятий. |
2 |
|||||
4.
3.2 |
В годовом цикле мероприятий
предусмо-трено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из
направлений. |
1 |
|||||
4.3.3 |
Разработан и реализуется
поэтапный план развития самоуправления в классе. |
1 |
|||||
5. |
Вариативный компонент воспитания учащихся (по усмотрению классного рук-ля) |
10 |
С коллективом класса |
Индивидуально с учащимися |
С родителями |
С учителями предметниками |
С окружением |
5.1 |
Характеристика особенностей учащихся и педагогического замысла педагога |
|
|
|
|
|
|
5.1.1 |
Имеется характеристика
класса, позволяющая определить целесообразность реализации авторской
программы в данном классе, основные проблемы в становлении школьников. |
1 |
Аналитическая
характеристика класса. Разработка и реализация
авторской воспитательной программы: идеи, перспективы, принципы,
системообразующая деятельность, этапы. |
Информированность
родителей о целях, задачах и содержании программы, согласование деятельности
по её реализации. |
Привлечение учителей к
разработке и реализации программы. |
|
|
5.1.2 |
Существует обоснование
вариативного компонента воспитания уч-ся, обусловленный профессионально-личностной
позицией классного руководителя. |
2 |
Анализ ресурсов социума |
||||
5.2. |
Формулировки задач и принципов ВР |
|
|
|
|
|
|
5.2.1 |
Цели воспитания уч-ся
класса поставлены четко и диагностично, адекватны социальной специфике
контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы. |
2 |
Согласование
программы, плана воспитательной работы с классом с программой и планом ОУ. Разработка
системы диагностик определения качества реализации воспитательной программы. |
|
|||
5.2.2 |
При формулировке задач
учтены возрастные особенности, традиции образовательного учреждения,
специфика класса. |
1 |
Изучение
возрастных особенностей уч-ся, специфики класса, диагностика интересов и
запросов уч-ся, родителей. Сохранение и развитие традиций класса, школы. |
|
|||
5.3. |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
Разработка годового плана
работы с классом (направления, этапы, мероприятия). Информированность
родителей о целях, задачах и содержании программы, согласование деятельности
по её реализации, корректировка с
учётом запросов и интересов уч-ся, родителей, педагогов. Ведение отчётной
документации. Мониторинг педагогической
деятельности, самообразование. |
||||
5.3.1 |
Разработан годовой цикл
работы с классом (направления, этапы, мероприятия), согласован с родительским
комитетом, администрацией школы. |
2 |
|||||
5.
3.2 |
В годовом цикле мероприятий
предусмотрено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из
направлений. |
1 |
Разработка
и реализация годового плана реализации программы в соответствии с её
содержанием. Летопись класса. Творческие
отчёты классных коллективов. |
||||
5.3.3 |
Участие
уч-ся в конкурсах и соревнованиях районного, областного, Всероссийского
уровней |
1 |
В
соответствии с системообразующей деятельностью класса спланировано участие
уч-ся в конкурсах и соревнованиях районного, областного, Всероссийского
уровней. |
Привлечение педагогов к
подготовке уч-ся |
|