Компетентное мнение

 

 

 

DSC00301.JPGЭту рубрику ведет

методист УМЦ

Комитета по образованию

Долгова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

17 сентября 2009 года в Комитете по образованию Калачинского муниципального района в рамках единого методического дня состоялся семинар для заместителей директоров по воспитательной работе в работе которого приняла участие  Г.П.Синицына - к.п.н., доцент кафедры педагогики ОмГПУ.

Ресурсы школьного воспитания

Кто не думает о будущем, тот его и не имеет.

В ситуации воспитания ресурсы – это не финансы и техника, а все те же скрытые возможности и средства, которые можно реально использовать, чтобы школа работала  в интересах ребенка. Ресурсный подход в воспитании предполагает «ревизию» имеющихся средств воспитания.

По мнению Александра Асмолова, известного российского психолога, кризисная ситуация в современном воспитании обострила и вывела на первый план проблему связи и взаимоотношения поколений.  Сумеет ли взрослое поколение заинтересовать поколение, которое идёт на смену? Сумеет ли быть ценным для него?

Современные школьники меняют своё отношение к миру взрослых. Они раскованы, свободны и независимы; социальные различия в их развитии проявляются более ярко; увеличивается число детей с различными проблемами; культурное самоопределение проходит сложнее, конфликтнее; значительно расширяются возможности интерактивного общения. Воспитание таких школьников требует  новых подходов.

В современной воспитательной практике наблюдаются негативные тенденции:

         мифологизация целей и ценностей;

         перенос в сегодняшний день старых форм и содержания воспитания без учета происшедших в обществе изменений;

         возвращение к жесткому программированию в воспитании;

         попытки введения стандартов оценивания воспитательной деятельности в связи с переходом на новую систему финансирования образовательных учреждений и новую систему оплаты труда учителей.

К сложным проблемам, волнующих педагогическую общественность, относятся проблемы  поликультурного и патриотического, светского и религиозного, экологического и нравственного воспитания, трудового воспитания, воспитания информационной культуры. Сегодня в практике воспитания можно отметить резкую дифференциацию школ по разным параметрам, в том числе и по решению проблем воспитания детей. Условно можно выделить две группы ОУ: образовательные учреждения, в которых удается эффективно решать воспитательные проблемы, и образовательные учреждения, относящиеся к массовой практике.

Эффективные школы:

         - развитие «самости» ребенка различного возраста;

         - поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению проблем, возникающих в социуме;

         - создание и развитие гуманистических воспитательных систем;

         - создание воспитательного пространства при активной и  главенствующей роли в этом процессе педагогических коллективов ОУ различных типов;

         - мировая и национальная культура как содержание воспитания;

         - интеграция общего и дополнительного образования;

         - использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем;

         - формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся;

         - создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера;

         - создание детских, юношеских родительских и других общественных организаций, объединений;

         - изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.

Неэффективные школы:

         - использование коллективной творческой деятельности,

         - стремление к формотворчеству,

         - преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируют органы управления образованием,

         - выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, неадекватных новым условиям взросления подрастающего человека;

         - противоречие между заявленной целью воспитания — личностное развитие ребенка — и методами, средствами ее реализации; отсутствие соотнесения между целью, задачами и результатами воспитания;

         - слабая педагогическая рефлексия протекания процесса воспитания;

          - проникновение психотерапевтических, религиозных практик,

          - возрастание роли детских и молодежных общественных движений, организаций, объединений,

         - приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.

 

Классный руководитель в современной школ – самая драматическая фигура, пример «разбалансировки  рабочего места»: требования, функционал, рекомендации не соответствуют его возможностям с точки рения оплаты и наличных пространственных временных ресурсов (бумажный блок, организационно-хозяйственный блок, работа со взрослыми, непосредственная работа с детьми).

Типы классных руководителей в современной школе:

         энтузиасты-14-25%;

         добросовестные - 76% (ситуативные, соответствующие, формалисты, утописты, реалисты);

         невключённые – 10% (идейные противники, случайные люди).

Что можно изменить в деятельности классного руководителя?

         Первая стратегия – идейная (ориентация на служение детям бесчеловечна в отношении педагога).

         Вторая стратегия «внутренний секвестр» (сжатие бумажного потока, сжатие самих документов, использование компьютеров в оформлении документов).

         Третья стратегия «расширение ресурсов» (поиск дополнительных оплат и других поддержек классных руководителей за конкретную инновационную работу). Объединение ресурсов – фокусировка мобильных современных воспитательных средств при научно-методических центрах.

 

На организацию школьного воспитания могут повлиять человеческие ресурсы.

 

Классный руководитель как ресурс:

         внесение изменений в нормативную базу;

         поиск дополнительных поощрений и поддержек классного руководителя за конкретную инновационную работу, позволяющую осваивать новые подходы к воспитанию;

         приведение в соответствие целей, задач и деятельности по их достижению;

         переход от формального к реальному воспитанию.

 

Заместитель директора по воспитательной работе как ресурс.

 

Формула успеха заместителя директора по воспитательной работе:

                

                                                                                                                               

                                                                                                                                    

 

 

                                                                                                                            

                                                                                                                 

 

 

Ресурсные уровни директора школы:

1. лидер воспитательной политики (задаёт стратегии, общие рамки, участник аналитической работы и всех событий);

2. компетентный подддерживающий;

3. некомпетентный поддерживающий;

4. невмешивающийся (пускает на самотёк);

5. некомпетентный мешающий (имеет свой миф о воспитании)

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе как ресурс:

         заинтересованно-партнёрские отношения (велика вероятность конструктивного взаимодействия);

         позиция знающего методиста (поучающий);

         дистанционно-равнодушная (либо уставший, либо нет интереса);

         защитно-агрессивный тип (неуспешный классный руководитель).

Вспомогательный персонал школы как ресурс:

1. Чувство принадлежности к школьному сообществу, к общей взрослой команде.

2. Позитивное отношение к педагогам и администрации.

3. В школе учится свой собственный ребёнок.

4. Актуализируется мечта о несостоявшейся педагогической карьере.

Школьники как ресурс.

Педагогическим ресурсом являются школьники, имеющие квазипедагогическую или социотехническую позицию и соответствующий опыт (опыт получен в лагерях, внешкольных общественных или творческих объединениях). Ресурсом является динамичность, подвижность, креативность таких школьников.

Родители и другие взрослые как ресурс:

         Активные, доверительно относящиеся к школе.

         Их мотивация:

- стремление властвовать (поднять свой статус);

- стремление реализовать свой творческий потенциал;

- стремление помочь;

- стремление изменить что-то в жизни детей.

           Перевод их в более-менее официальный статус (руководитель кружка, клуба, член комиссий, методических объединений, семинаров, практикумов…)

Воспитательная политика школы как ресурс:

         Приоритетность воспитания.

         Наличие чётких и ясных идей, целей, задач воспитания.

         Наличие концепции воспитания, принятой всеми участниками воспитательного процесса.

         Наличие проектов, позволяющих реализовывать идеи воспитания.

         Прозрачная управленческая позиция.

    Результат: изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.

 

Технологические ресурсы воспитания:

         Технологии ориентации на успех.

         Технологии сопровождения и поддержки (тьюторство, фасилитаторство).

         Технологии консультирования.

         Технологии-тренажёры.

         Тренинговые технологии.

         Проектные технологии.

         Информационно-коммуникативные технологии.

 

Информационно-коммуникационные технологии как ресурс воспитания.

Воспитание в условиях использования новых информационных технологий происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь в разных странах мира, что имеет принципиальное значение для поликультурного воспитания. Очевиден для воспитания российских подростков и молодых людей позитивный эффект открывшихся возможностей организации совместных проектов с учащимися других стран по решению проблем различного уровня.

Интернет-конкурсы как ресурсы воспитания творческой личности.

Интернет действительно позволяет не только организовать досуг детей, но и развить их творческие способности. Он предоставляет возможность участвовать в различных творческих мероприятиях, представляя свои творческие работы и сравнивая их с работами других участников, таким образом развивать и совершенствовать собственные таланты:

         «Глобал Эдж»,

         Центр защиты прав животных «Вита», www.vita.org.ru, ежегодно организует конкурс «Дизайн против мехов»,

         Конкурс школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», http://portal.lgo.ru,

         Детское экологическое движение «Зеленая планета», www.greenplaneta.ru,

·     Международный благотворительный фонд «Дети Мира», www.deti-mira.ru,

         Портал детских домов «Кукушонок», www.kukushonok.ru,

         Международный фонд защиты животных, www.ifaw.org

 С каждым днем возрастает ответственность ученых и педагогов, стремящихся решать проблемы воспитания подрастающего поколения. От того, насколько эффективны будут эти решения, зависит настоящее и будущее нашего общества.

      

 

  

Долгова Е.В., методист УМЦ

Комитета по образованию

 

Социальная практика обучающихся – системообразующий фактор воспитательной работы образовательного учреждения

 

Методика социальной практики

Социальная практика – вид социального проектирования, в ходе которого, во-первых, происходит освоение, отработка социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и не очевидной.

Социальная практика по своей внешней форме очень напоминает учебные производственные практики, но принципиально отличается от них по содержанию. Целью учебной практики является отработка в практической деятельности навыка, полученного в ходе учёбы. Чаще всего этот навык имеет профессиональную направленность. В ходе социальной практики предполагается отработка навыков социального взаимодействия, и профессиональный пласт этого процесса является вторичным, легко заменяемым.

 

Цели социальной практики

Основная цель социальной практики заключается в проблематизации той информации о социальном объекте, которая уже есть у школьника. Он уже имеет какой-то опыт общения с этими объектами. Но есть не внешнее, а внутреннее содержание деятельности, есть противоречие между значимостью социальной и значимостью реальной, определённого вида деятельности. Практика – вскрытие того, что лежит внутри социальной деятельности, объекта, явления; заход с фасада (прилавок – склад). Продуктом социальной практики могут быть те социальные проблемы, противоречия в деятельности, существовании социальных объектов, которые осознал подросток.

Таким образом, в виде целей социальной практики выступают:

- отработка навыков социального взаимодействия;

- проблематизация информации о социальном объекте.

Качественное отличие социальной практики от других видов социальной деятельности заключается в уровне вовлечённости подростка в социальные отношения. В ходе социальной практики за счёт вовлечённости, внедрения в реальный процесс социального взаимодействия подросток получает информацию – не только ту, которую ему готовы дать, но и ту, которую от него предпочли бы скрыть или просто не посчитали нужным показать. «Вилка» между внешним и внутренним содержанием деятельности присутствует всегда, и обнаружить эту вилку – задача подростка на этапе социальной практики.

Задачи социальной практики:

ü Вхождение (внедрение) в работающую социальную структуру, учреждение;

ü Осуществление реальных действий, характерных для содержания деятельности данного объекта, рядом со взрослым, вместе с ним, под его руководством;

ü Знакомство с социальным объектом в деятельностном режиме;

ü Сбор информации о социальном объекте, которая не является очевидной;

ü Описание работы социального объекта в логике проблематизации;

ü Рефлексия своей деятельности.

Виды социальной практики

Основным видом социальной практики является включённое наблюдение. Социальная практика всегда связана с ситуацией реального взаимодействия учащегося и компетентного взрослого – работника того социального учреждения, которое избрано подростком в качестве объекта своей практики. В ходе практики подросток может осуществить какие-то шаги, характерные для данного специалиста, а может и не осуществлять их. Главным содержанием его деятельности является наблюдение за взрослым, совершающим профессиональные действия, каких-то качественно новых, самостоятельных действий подросток не совершает. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как проявление фактического присутствия ученика в поле профессиональной деятельности взрослого (Я вижу, это происходит рядом со мной), с другой – как участие подростка в самой деятельности, с третьей – как принятие подростком на себя целей и задач деятельности взрослого, принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с «клиентом» данного социального объекта (Я выступаю как представитель социального учреждения).

Объекты социальной практики

Объектами социальной практики могут являться:

ü Социальные явления (детская наркомания);

ü Социальные отношения (отношения к старикам);

ü Социальные институты и учреждения (орган исполнительной власти, больница);

ü Социальная среда (городской ландшафт).

Специфика социальной практики требует прямого взаимодействия подростка со взрослым, входящим в социальные отношения, являющиеся объектом социальной практики. Поэтому при выборе в качестве объекта социальных отношений, явлений или сред в качестве носителя этих отношений и т.д. выступают конкретные люди, которые одновременно являются членами какой-то социальной структуры. Таким образом, при проведении социальной практики всегда присутствует непосредственный контакт с социальным учреждением или организацией, практика организуется на его базе. Для исследования одного т того же социального явления (отношений, сред) могут быть найдены самые разные социальные институты, учреждения. Например, в качестве объекта выбрана проблема наркомании, практические шаги осуществляются на базе центра борьбы с наркоманией, инспекции по делам несовершеннолетних и т.д.

Социальная практика – некое непрерывное действо на небольшом отрезке времени – в течение 1-2 недель. Конечно же, этот процесс не может быть включён в учебную деятельность подростка, введён в расписание. Поэтому, с организационной точки зрения, социальная практика подростка разбивается на части: организационно-рефлексивную и практическую.

В ходе отработки организационно-рефлексивного блока учащиеся решают такие проблемы, как выбор темы практики, разработка плана её проведения, обсуждение содержания предполагаемых шагов, возникающих трудностей, своих достижений, переживаний и состояний, анализируются полученные результаты. Организационной формой данного этапа является урок, который может быть введён в расписание или вынесен во внеурочное время, но в любом случае – это групповая работа всего класса.

Практическая часть социальной практики предполагает участие подростка в реальной деятельности взрослого и всегда вынесена во внеурочное время. Продолжительность такой деятельности во многом определяется характером объекта практики и организацией её прохождения. Не обязательно стремиться к тому, чтобы подросток «практиковался» в течение нескольких дней подряд. Так как целью социальной практики не является получение профессиональных навыков, то одномоментное погружение в реальную социальную ситуацию уже позволяет подростку получить опыт социального взаимодействия.

Так, например, если объектом социальной практики избрано учреждение социального обеспечения граждан, а формой практики – участие в раздаче гуманитарной помощи, то практический этап будет заключаться в непосредственном участии подростка в раздаче гуманитарной помощи. Продолжительность такого участия может быть небольшой – один раз в течение 1,5-2 часов подросток вместе с работником собеса выдаёт гуманитарную помощь или же, если организационно это возможно,- в течение 2-3-5- дней.

Продолжительность практического шага не имеет определённого значения. Эффективность практики будет определяться в первую очередь уровнем, степенью осознанности её результатов самим подростком. Характер такого осознания зависит от качества подготовительного этапа к практике (в рамках организационно-рефлексивного блока) и качеством рефлексии итогов практики (организационно-рефлексивный блок). Поэтому особенно большое значение имеет подготовленность учителя-руководителя практики к организации и руководству групповой работы класса на этапе рефлексии.

Сроки проведения практики за 1-2 недели в большей степени связаны с организационными трудностями обеспечения одномоментного (в течение 1-2 дней) участия всех учеников в практической деятельности. Социальное учреждение редко способно одновременно принять значительную группу детей, так как сотрудничество с таким социальным учреждением строится в основном на основе договорённости и не оплачивается, рассчитывать приходится на ограниченное количество взрослых, готовых оказать помощь и участвовать в практике подростков. В связи с этим на практическом этапе в классе приходится формировать малые группы (2-3 человека), хотя для достижения целей практики такая малочисленность группы совсем необязательна.

 

Позиция учителя

В ходе социальной практики учитель выступает в первую очередь организатором (координатором) взаимодействия подростка и внешней среды, социума.

На подготовительном этапе к проведению собственно практики может возникнуть потребность в позициях обучения, поддержки и экспертизы.

При позиции обучения предметом взаимодействия учителя и подростка становится содержание понятия «социальная практика» и содержание деятельности в рамках социальной практики.

При позиции поддержки общение с подростком строится на основе принятия учителем имеющих право на существование эмоций и переживаний ученика, готовности к сопереживающему обсуждению возникающих проблем.

При позиции экспертизы предметом общения становится вопрос эксперта, который позволяет подростку посмотреть на проблему и свои действия под новым, ранее недоступным ему углом зрения. Эта позиция может рассматриваться как средство оказания поддержки подростку и как средство проблематизации его деятельности и её результатов.

Наибольшие трудности при проведении социальной практики могут быть связаны с нежеланием социальных учреждений и институтов идти на сотрудничество со школой и принимать у себя учащихся. Задачей учителя в этой ситуации становится поиск конкретных лиц, реальных людей – работников социальных структур, которые готовы будут помочь. В первую очередь, таких людей следует поискать среди родителей учеников. И при определении места проведения практики ориентироваться в первую очередь на те учреждения, организации, в которых у вас «есть свои люди». Другой возможностью, которой обязательно надо воспользоваться учителю, является официальное обращение школы (директора школы) к руководителю организации, в сотрудничестве с которой вы заинтересованы.

На этапе практических действий учитель принимает на себя функции внешнего координатора, которые становятся очень сложными в связи с большим количеством линий взаимодействия подростка и социального окружения. Внешний координатор – это человек, который регулирует взаимодействие группы с «внешней средой» – социумом.

Так как на этом этапе социальной практики класс разбит на значительное количество микрогрупп, и у учащихся постоянно возникают вопросы относительно своей деятельности в учреждении, то необходимо запланировать ряд консультаций с ними во внеурочное время. Желательно, чтобы учитель провёл первую организационную встречу всего класса с работниками той организации, с которой будут проходить встречи. Если предполагается сотрудничать с несколькими организациями, то встреч, естественно будет несколько, но приглашать на них можно не только те группы, которые будут работать в этом месте, а всех учеников. Важно, чтобы учитель имел постоянный доступ к информации о том, как проходят занятия подростков, но сам не присутствовал на этих занятиях.

 

Порядок проведения социальной практики

В ходе проведения социальной практики должны быть пройдены следующие этапы:

1.     Подготовительный этап (организационно-рефлексивная часть социальной практики), который включает в себя:

·        Выбор объекта;

·        Определение цели;

·        Выбор социального учреждения (института);

·        Формирование групп.

2.     Собственно практика (практическая часть).

3.     Завершающий этап (организационно-рефлексивная часть), включающий:

·        Оформление результатов практики (дневник);

·        Внешняя презентация результатов практики;

·        Групповое обсуждение (рефлексия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понятие «социальная практика» имеет общефилософский смысл. Это такой вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Однако в последнее время социальную практику стали рассматривать как элемент педагогических систем, направленный на формирование гражданской компетенции, чувства гражданственности и гражданской активности.

Социально-гражданская компетенция, в основе которой – совокупность знаний в области социологии, этики, права, экополитики, политологии, позволяющих личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы, является системообразющим элементом ключевой гражданско-общественной компетенции (в классификации по сферам общественной деятельности).

Гражданственность – наличие у человека социально значимых нравственных ценностей и ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни, отвечающих морально-этическим и правовым нормам.

Гражданская активность – накопление опыта реально значимых дел, участие в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка. Накопление подобного опыта возможно только в результате реальных дел.

Методологически социальная практика связана с полидисциплинарной теорией деятельности. Понятие деятельности определяет специфику общественной жизни людей, которая заключается в том, что они целенаправленно преобразуют объективную природную и социальную действительность.

Преобразующий характер деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать заложенные в ее основе «программы». В этом выражается принципиальная открытость, универсальность и свобода деятельности, которая представляет собой всеобщую форму культурно-исторического творчества.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

Жизненно-смысловые ценности социальной деятельности:

- жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство, его индивидуальность;

- родные и близкие люди, их любовь и забота;

- добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание и дружба;

- отечество – страна, где ты родился, с народом которой ты связан общей историей, традициями;

- малая родина – город, в котором ты живешь и его история, особенности быта, традиции и отличительные черты характера его жителей; красота города – источник духовного развития, предмет гордости;

- окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, богатство общества; красота природы – источник вдохновения;

- мир между людьми, основанный на уважении к правам человека;

- труд, дающий радость творчества, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны; ценность того, что создано трудом.

Социальная практика обучающихся заключается во включении их в максимально большее количество школьных мероприятий и проектов в качестве идейных разработчиков, организаторов и дублеров взрослых.

Задачи:

- определить статус социальной практики, возраст обучающихся – социальных практикантов,

- установить межведомственные связи с учетом наличия договоров о сотрудничестве,

- определить критерии оценки качества социальной практики.

Содержательная часть формируется исходя из принципа выбора учащимся собственного набора социальных практик, пробы различных социальных ролей и в конечном итоге предпрофильной и профильной подготовки с соответствующим количеством и качеством элективных курсов и курсов по выбору. Таким образом, социальная практика позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся с учетом социального заказа и индивидуальных потребностей учащегося. При организации социальной практики учитывается:

- социальная значимость и востребованность социальной перактики, количество и качество благополучателей;

- наличие базы проведения, партнерства;

- применение как универсальных (отметки качества, оценки продукта), так и специфических (рефлексия, «разбалловка») критериев оценки качества социальной практики;

- затратность разработки проекта социальной практики, возможность тиражирования;

- привлекательность социальной практики для обучающихся.

Можно выделить два вида социальной практики:

Активная практика – социальная волонтерская деятельность, участие в школьном самоуправлении, в социальных и исследовательских проектах, творческих проектах, разработка и проведение мероприятий в режиме КТД.

Пассивная практика – учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, а также такие формы эмоционально-практической деятельности как встречи с интересными людьми, ветеранами, общественными деятелями, репрессированными, практическими специалистами, рефлексивная и оценочная деятельность, деловые и ролевые игры.

Социальная практика учащихся выстраивается в направлениях:

Направление

Форма

Возраст

Самоуправление

Участие в организации школьного самоуправления во всех его проявлениях на уровне класса и школы.

1–11-е классы

Самоорганизация и личностный рост

Ведение «дневника личностного роста» в форме личной графы в Банке «Одаренные дети». Соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции.

1–11-е классы

Волонтерская деятельность

Участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших в рамках Декады инвалидов, Дня пожилого человека, Дня Победы, Дня Памяти жертв политических репрессий, Дня учителя, 23 февраля, 8 марта.

5–11-е классы

Интеллектуальное творчество

Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, создание и защита собственного интеллектуального продукта.

1–11-е классы

Профессионально-ролевая деятельность

Стажировка в качестве:

ü  члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ 1–4-х классов;

ü  вожатого в отрядах лагеря с дневным пребыванием;

ü  учителя в День дублера;

ü  деятельность по самообслуживанию;

ü  организация и проведение КТД;

ü  социальное проектирование.

8–11-е классы

Здоровье-сбережение

Волонтерская и активистская деятельность в рамках Всероссийских, региональных, муниципальных, городских и школьных акций, направленных на сохранение здоровья нации: Всемирный День борьбы со СПИДом, Всемирные Дни здоровья, Всемирные Дни отказа от курения.

1–11-е классы

Школьная социальная практика помогает обучающимся:

- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезными);

- изучать современный социум и найти свое место в нем;

- работать с деловой документацией;

- кооперировать с другими людьми и работать над совместным делом;

- выстраивать и проектировать свою деятельность.

 

Социальная практика в школе – не дань моде, а необходимость, без которой невозможны формирование гражданина и его успешная социализация. Итогом, продуктом социальной практики обучающихся или групп, могут стать социальные проекты, мультимедиа-презентации, статьи и репортажи для СМИ, учебные тексты, рефераты, сообщения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

ü Социальная практика – Википедия

ü Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка.- М.: Новый учебник, 2003г.

ü Давыдов В., Громыко Ю. Теория деятельности и социальная практика // Доклад на III Международном конгрессе по теории деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.situation.ru/app/j_artp_973.htm.

ü Система правового образования в школе и воспитание гражданина России / Под ред. Н.И. Элиасберг // Правоведение 5–7(8). – СПб: Специальная Литература, 1999.

 


ИЗ ОПЫТА

Положение о прохождении социальной практики обучающимися общеобразовательных учреждений Самарской области

 

I. Общие положения.

Прохождение обучающимися социальной практики может осуществляться в рамках часов школьного компонента вариативной части Базисного учебного плана, а также во внеурочное и каникулярное время.

Задачами социальной практики являются:

- формирование социальных компетенций на основе привлечения обучающихся к общественно значимой деятельности;

- приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;

- знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;

- приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность обучающихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;

- формирование представлений обучающихся о возможностях современных социальных технологий.

Социальная практика обучающихся может проводиться на базе учреждений и организаций системы здравоохранения и социальной защиты населения, в учреждениях культуры и спорта, в системе объектов местных органов самоуправления и подразделений службы занятости населения, предприятий, имеющих и реализующих благотворительные программы, социально ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность, а также в средствах массовой информации и в службах, занимающихся социологическими исследованиями.

Данный перечень является примерным и может быть дополнен и изменен.

Объектами социальной практики могут быть следующие формы общественно значимой деятельности обучающихся:

- участие в волонтерских движениях различной направленности;

- занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению города (района);

- в рамках патроната совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения своего района (города) (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, неполным семьям);

- участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов;

- участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время;

- практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально значимую ценность;

- работа в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения и социологических исследований средствами массовой информации и специализированными службами;

- участие в работе творческих групп, занимающихся социальным проектированием в рамках областной программы "Гражданин";

- осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, подразделений городских и районных комитетов по делам молодежи, органов местного самоуправления жителей микрорайонов и ТОСах.

II. Организация социальной практики

Общую координацию прохождения обучающимися социальной практики осуществляет департамент науки и образования Администрации области.

В городах и районах области контроль за прохождением обучающимися социальной практики обеспечивают государственные территориальные и муниципальные органы управления образованием (их методические службы).

Непосредственную организацию прохождения социальной практики обучающимися осуществляет общеобразовательное учреждение.

Общеобразовательное учреждение обеспечивает:

- разработку и утверждение программы социальной практики;

- разработку и утверждение образовательных программ учебного курса "Социальная практика»;

- заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения практики двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения практики обучающимися;

- издание приказа по учреждению о прохождении социальной практики обучающимися в соответствующем учебном году;

- закрепление лиц, ответственных за прохождение обучающимися социальной практики;

- распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение социальной практики обучающимися;

- направление обучающихся на практику в сроки, установленные учебными планами и программами;

- распределение обучающихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения социальной практики;

- составление графиков перемещения обучающихся по местам прохождения практики в соответствии с утвержденной программой социальной практики и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации, учреждения;

- контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, кодекса законов о труде во время прохождения обучающимися социальной практики.

Социальный педагог, организатор внеклассной работы, заместитель директора по воспитательной работе, обеспечивают:

- формирование необходимой для проведения социальной практики документации;

- периодический контроль в течение учебного года за прохождением социальной практики обучающимися;

- контроль за предоставлением обучающемуся принимающей организацией во время прохождения социальной практики развернутой характеристики на обучающегося (уровня его активности во время практики, достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений).

III. Порядок прохождения социальной практики

Социальная практика проводится в течение учебного года в рамках часов школьного компонента вариативной части Базисного учебного плана, а также во внеурочное и каникулярное время.

Конкретные сроки и формы прохождения обучающимися социальной практики определяет администрация общеобразовательного учреждения, в том числе, на основе двухсторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и организациями.

Продолжительность рабочего времени обучающихся во время прохождения социальной практики определяется трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами.

В ходе сформировавшихся и устоявшихся взаимоотношений общеобразовательного учреждения с учреждениями и организациями, в которых обучающиеся проходят социальную практику, возможно закрепление в уставе школы в качестве локального акта положения о прохождении обучающимся образовательного учреждения социальной практики.

 


 

Мониторинг деятельности классного руководителя

 

                                                                        Основные направления деятельности классного руководителя

 

 

Обеспечение условий достойного безопасного пребывания детей в ОУ

10

С коллективом класса

Индивидуально с учащимися

С родителями

С учителями- предметниками

С окружением

1.1.

Характеристика состояния здоровья и вовлеченности учащихся класса в физкультурно-оздоровительную деятельность

 

Контроль посещаемости ОУ учащимися

Информация о причинах пропусков

Информация о причинах пропусков, официальные документы

 

 

1.1.1

Наличие информации о состоянии здоровья уч-ся класса (заболевания, ограничения по здоровью), посещении спортивных секций, регулярности занятий физ. культурой.

1

Листок здоровья, список уч-ся по группам здоровья,

Собеседования, консультации с мед. работником о мерах по охране  укреплению здоровья

Информированность о наличии детей с заболеваниями

Информация о наличии в спорт. секциях спецгрупп

1.2.

Формулировки задач и принципов ВР

 

 

 

 

 

 

1.2.1

Сформулированы конкретные и измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе

2

Диагностика интересов уч-ся по данному направлению

Диагностика запросов родителей (анкетирование)

 

Анализ ресурсов социума

1.2.2

Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основан-ные на понимании особенностей класса

2

Организация  работы по профилактике заболеваний, обучение методам релаксации, проведение физ. минуток на уроках

Консультации с мед.работником

1.3

Наличие классных часов и мероприятий

 

ЗОЖ, спортивная жизнь

Вовлечение в работу по организации и проведению мероприятий

Привлечение к организации мероприятий, участие родителей

Привлечение к организации мероприятий, участие учителей

Привлечение к организации совместных мероприятий, участие

1.3.1

Наличие в план-сетках 4 классных часов  по данной тематике

1

1.3.2

Наличие в план-сетках 3 классных мероприятий,  тематика, форма и содержание которых адекватны поставленным задачам.

1

Спортивные соревнования, диспуты, встречи-беседы

1.3.3

Комплекс мер по охране и укреплению здоровья,  вовлечению уч-ся в занятия физической и спортивной деятельностью согласован с врачом и родителями.

1

Инструктажи по ТБ (вводные, целевые, повторные) – ведение журнала, обеспеченность горячим питанием

Инструктажи по ТБ (вводные, целевые, повторные) – ведение журнала, обеспеченность горячим питанием

Информированность родителей  по комплексу мер,

 

Анализ возможностей социума (ресурсы)

1.3.4

План предполагает дифференциацию работы исходя из состояния здоровья учащихся.

1

 

 

 

 

 

1.3.5

План предполагает привлечение родителей в качестве организаторов мероприятий.

1

 

 

 

 

 

2.

Обеспечение позитивных межличностных отношений

10

С коллективом класса

Индивидуально с учащимися

С родителями

С учителями-предметниками

С окружением

2.1

Социально-психологическая характеристика класса

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Сформулированы общие возрастные проблемы межличностных отношений школьников 

1

 

 

Инд. беседы по выявлению личностных особенностей, анализ поведения ребёнка в семье

 

Консультация психолога, соц.педагога

2.1.2

Сформулированы особенные для уч-ся данной школы, жителей микрорайона проблемы межличностных отношений

1

 

 

 

Анализ социума, привлечение работников ИДН

2.1.3

Сформулированы специфические проблемы межличностных отношений школьников  обусловленные особенностями класса (история формирования коллектива, стили кл. руководства, состав учащихся и т.д.)

3

Диагностика межличностных отношений, анкетирование.

Анализ классного коллектива

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации.

 

Диагностика внутрисемейных отношений.

 

Информированность о наличии проблем межличностного общения, составлен комплекс совместных действий

Привлечение социально-психологической службы,

2.1.4

Описана структура межличностных отношений (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микро-группы, основа объединения в микро-группы)

1

Социометрия класса

Индивидуальные консультации, беседы

Диагностика взаимоотношений уч-ся с учителями, изучение мотивации учения

Консультация психолога, соц.педагога

2.1.5

Описаны межличностные проблемы в кол-ве класса

1

Психолого-педагогическая диагностика (столкновения между группами, причины, противоборство между лидерами, давление на аутсайдеров, уровень дисциплины)

Консультация психолога, соц.педагога

2.2

Формулировки задач и принципов ВР

 

 

 

 

 

 

2.1.1

Сформулированы конкретные и измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе

1

Выбор стиля классного руководства.

Составление памяток по поведению в различных ситуациях

Комплекс мер по поддержке и пед. защите уч-ся, выбор методов работы с каждым уч-ся (группой)

Индивидуальные консультации, собеседования- изучение запросов семьи

 

Консультация психолога, соц.педагога

2.1.2

Сформулированы правила работы по решению проблем, основанные на понимании особенностей класса

1

Консилиумы, малые педсоветы

2.3

Наличие классных часов и мероприятий

 

Тренинги на взаи-модействие, развитие личных качеств, практикумы

Индивидуальные тренинги, консультации, беседы

Привлечение к организации мероприятий, участие родителей

Привлечение к организации мероприятий, участие учителей

Экскурсии, встречи, беседы со специалистами.

2.3.1

Наличие в план-сетках 4 классных часов  по данной тематике

 

1

2.3.2

Наличие в план-сетках 3 классных мероприятий,  тематика, форма и содержание которых адекватны

поставленным задачам.

1

КТД, классно-семейные праздники, туристические походы, сборы, «огоньки», диспуты (круглый стол)

 

Семейные клубы

3.

Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

10

С коллективом класса

Индивидуально

с учащимися

С родителями

С учителями предметниками

С окружением

3.1

Характеристика особенностей  образовательной программы

 

 

 

 

 

 

3.1.1

Информированность классного руководителя об особенностях содержания образования во вверенном классе, перечисление конкретных особенностей: распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам.

1

Подробная информация о содержании учебного плана, изучение особенностей усвоения программ учащимися.

Контроль при подготовке к ГЭА, ЕГЭ.

 

3.2

Формулировки задач и принципов ВР

 

 

 

 

 

 

3.2.1

Сформулированы конкретные и измеримые задачи ВР классного руководителя по обеспечению хорошей успеваемости уч-ся, основанные на анализе ситуации в классе.

2

Комплекс мероприятий по формированию предметных и ключевых компетенций уч-ся, обучение научной организации труда

Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий.

 

Информированность родителей о содержании учебного плана, изучение особенностей индивидуального усвоения программ учащимися

Консультации, собеседования.

 

3.2.2

Сформулированы правила работы по решению проблем, основанные на понимании особенностей класса.

2

 

3.3

Наличие классных часов и мероприятий

 

Мониторинг успеваемости уч-ся, план дополнительных индивидуальных занятий, консультаций с учителями.

Контроль за выполнением дом. заданий.

Создание системы стимулирования качества обучения.

 

Диагностика индивидуальных особенностей уч-ся, мотивации учения, запросов и интересов уч-ся  (опрос, тестирование, анкетирование). Разработка и реализация программы с одарёнными детьми.

Изучение запросов, интересов семьи. Информирование родителей об успехах и проблемах уч-ся – род. собрания, индивидуальные беседы.

 

Изучение внутрисемейных условий.

Малые педсоветы: координация мер по решению проблем реализации образовательных программ (работа с неуспевающими).

Приглашение на род. собрания, индивидуальные беседы, консультации.

Совместная деятельность по программе с одарёнными детьми.

Изучение возможностей социума  по дополнительному образованию обучающихся.

3.3.1

Наличие в плане мер по решению следующих задач:

- обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности  уч-ся и класса в целом,

- организация работы с неуспевающими по предметам,

- организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий,

- своевременное информирование родителей об успеваемости детей,

-  стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости уч-ся.

5

4.

Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности  учащихся

10

С коллективом класса

Индивидуально с учащимися

С родителями

С учителями предметниками

С окружением

4.1

Характеристика особенностей  воспитания патриотических чувств, формирования опыта  гражданско-правового поведения, развития  социальной компетентности  учащихся

 

Анализ развития социальной компетентности уч-ся класса, опыта деятельности по данному направлению.

 

Анализ системы самоуправления в классе.

 

Диагностика индивидуальных запросов, интересов уч-ся.

Изучение родительских запросов, внутрисемейного отношения по данному направлению.

 

 

Изучение опыта взаимодействия с социумом по данному направлению, анализ ресурсов социума.

4.1.1

Определены предпосылки и проблемы воспитания патриотических чувств, формирования опыта  гражданско-правового поведения, развития  социальной компетентности  уч-ся

2

4.1.2

Определен уровень общественной самоорганизации класса.

1

4.2.

Формулировки задач и принципов ВР

 

 

 

 

 

 

4.2.1

Определены задачи воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданского и нравственного поведения,  развития социальной и  правовой компетентности учащихся адекватно возрасту и особенностям класса.

2

Система традиций школы, класса.

 

Диагностика индивидуальных запросов, интересов уч-ся.

 

 

 

 

4.2.2

При формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции ОУ, специфика класса.

1

 

 

 

 

4.3.

Наличие классных часов и мероприятий

 

Разработка годового цикла мероприятий: классные часы, праздники, встречи, диспуты, игры (ролевые, деловые, экономические), социальное проектирование, социальная практика.

Организация общественно-полезной деятельности.

Деятельность органов самоуправления, которая обеспечивает формирование опыта гражданского поведения (заключение договора между педагогами и уч-ся). Реализация плана развития системы самоуправления.

Привлечение к организации мероприятий, участие родителей

Привлечение к организации мероприятий, участие учителей

Привлечение к организации совместных мероприятий, участие специалистов.

Организация социального партнёрства.

4.3.1

Разработан годовой цикл мероприятий, содействующих воспитанию патриотических чувств, формированию опыта  гражданского поведения,  развития соц. и правовой компетентности уч-ся с учетом памятных дат, государственных и региональных  мероприятий.

2

4. 3.2

В годовом цикле мероприятий предусмо-трено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из направлений.

1

4.3.3

Разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления в классе.

1

5.

Вариативный компонент  воспитания учащихся  (по усмотрению классного рук-ля)

10

С коллективом класса

Индивидуально с учащимися

С родителями

С учителями предметниками

С окружением

5.1

Характеристика особенностей  учащихся и педагогического замысла педагога

 

 

 

 

 

 

5.1.1

Имеется характеристика класса, позволяющая определить целесообразность реализации авторской программы в данном классе, основные проблемы в становлении школьников.

1

Аналитическая характеристика класса.

 

Разработка и реализация авторской воспитательной программы: идеи, перспективы, принципы, системообразующая деятельность, этапы.

 

 

Информированность родителей о целях, задачах и содержании программы, согласование деятельности по её реализации.

Привлечение учителей к разработке и реализации программы.

 

5.1.2

Существует обоснование вариативного компонента воспитания уч-ся, обусловленный профессионально-личностной позицией классного руководителя. 

2

Анализ ресурсов социума

5.2.

Формулировки задач и принципов ВР

 

 

 

 

 

 

5.2.1

Цели воспитания уч-ся класса поставлены четко и диагностично, адекватны социальной специфике контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы.

2

Согласование программы, плана воспитательной работы с классом с программой и планом ОУ.

Разработка системы диагностик определения качества реализации воспитательной программы.

 

5.2.2

При формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции образовательного учреждения, специфика класса.

1

Изучение возрастных особенностей уч-ся, специфики класса, диагностика интересов и запросов уч-ся, родителей. Сохранение и развитие традиций класса, школы.

 

5.3.

Наличие классных часов и мероприятий

 

Разработка годового плана работы с классом (направления, этапы, мероприятия). Информированность родителей о целях, задачах и содержании программы, согласование деятельности по её реализации,  корректировка с учётом запросов и интересов уч-ся, родителей, педагогов.

Ведение отчётной документации.

Мониторинг педагогической деятельности, самообразование.

5.3.1

Разработан годовой цикл работы с классом (направления, этапы, мероприятия), согласован с родительским комитетом, администрацией школы.

2

5. 3.2

В годовом цикле мероприятий предусмотрено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из направлений.

1

Разработка и реализация годового плана реализации программы в соответствии с её содержанием. Летопись класса.

Творческие отчёты классных коллективов.

5.3.3

Участие уч-ся в конкурсах и соревнованиях районного, областного, Всероссийского уровней

1

В соответствии с системообразующей деятельностью класса спланировано участие уч-ся в конкурсах и соревнованиях районного, областного, Всероссийского уровней.

Привлечение педагогов к подготовке уч-ся

 

 

 

Hosted by uCoz