Официально
Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля
«Об
утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных
учреждений»
Во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 30 декабря
«О порядке
предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской
Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций
классного руководителя педагогическим работникам государственных
общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и у муниципальных
общеобразовательных школ»
(Российская
газета, 2006, 14января) приказываю:
Утвердить - прилагаемые методические рекомендации об
осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и
муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - рекомендации).
Рекомендовать органам управления образованием субъектов
Российской Федерации довести рекомендации до государственных
общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений.
Министр
А. Фурсенко
Методические рекомендации
об осуществлении функций классного
руководителя педагогическими
работниками
государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
(Утверждены Приказом Минобрнауки
России от 3 февраля 2006 г. № 21 *)
Настоящие методические рекомендации
разработаны в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О
порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи
бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения
за выполнение функций классного руководителя педагогическим
работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской
Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская
газета. 2006.
14 янв.).
Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека,
общества, государства. Основными задачами воспитания являются:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в
общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические
работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания
принадлежит педагогическому работнику, на которого
возложены функции классного руководителя (далее — классный
руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового
положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, № 13, ст. 1252)
(далее — Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного
учреждения с его согласия приказом
общеобразовательного учреждения могут
возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с
обучающимися в классе.
Класс — группа обучающихся,
как правило, одного возраста, осваивающих одну основную
образовательную программу в соответствии с учебным планом
общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими
требованиями к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, СанПиН '2.4.2.1178—02
(введены в действие постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г., № 44,
зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный №
3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет
25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных
учреждениях, расположенных в сельской местности, где
наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования
наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов — не более
15 человек.
Цель и задачи деятельности классного
руководителя
Цель деятельности классного
руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной социализации в
обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
• формирование и развитие коллектива класса;
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
• формирование здорового образа жизни;
• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• организация
системной работы с обучающимися в классе;
•
гуманизация отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими работниками;
•
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
•
организация социально значимой,
творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя — целенаправленный,
системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно-ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных
задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных
отношений.
Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми
конкретного возраста, быть информированным о новейших
тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя: 1. Организационно-координирующие:
• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);
• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями)
обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного
учреждения;
• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;
• организация воспитательной работы с обучающимися
через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования
детей;
• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;
• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и
обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в
коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных
качеств.
3. Аналитико-прогностические:
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики
их развития;
• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы
классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск
решения проблемы и др.); групповые (творческие
группы, органы самоуправления и др.):
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты,
соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с
задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся
класса.
Критерии
оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций
классного руководителя можно оценить на основании
двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот
уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской
зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить
реализацию управленческих функций классного
руководителя (организация воспитательной работы с
обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками,
работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками
образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).