Официально

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. №21

 

«Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

 

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854

«О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и у муниципальных общеобразовательных школ»

(Российская газета, 2006, 14января) приказываю:

Утвердить - прилагаемые методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее - рекомендации).

Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести рекомендации до государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Министр

А. Фурсенко

 

Методические рекомендации

об осуществлении функций классного

руководителя педагогическими работниками

государственных общеобразовательных

учреждений субъектов Российской

Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений

(Утверждены Приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 *)

Настоящие методические рекомендации разработаны в со­ответствии с постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставле­ния в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаг­раждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразова­тельных школ субъектов Российской Федерации и муници­пальных общеобразовательных школ» (Российская газета. 2006. 14 янв.).

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Ос­новными задачами воспитания являются: формирование у обу­чающихся гражданской ответственности и правового самосоз­нания, духовности и культуры, инициативности, самостоя­тельности, толерантности, способности к успешной социа­лизации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреж­дении выполняют все педагогические работники. Однако клю­чевая роль в решении задач воспитания принадлежит педаго­гическому работнику, на которого возложены функции класс­ного руководителя (далее — классный руководитель).

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобра­зовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1252) (далее — Типовое положение), на педа­гогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения мо­гут возлагаться функции классного руководителя по органи­зации и координации воспитательной работы с обучающими­ся в классе.

Класс — группа обучающихся, как правило, одного воз­раста, осваивающих одну основную образовательную програм­му в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

В соответствии с Гигиеническими требованиями к услови­ям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН '2.4.2.1178—02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г., № 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3997) и Типовым поло­жением наполняемость класса составляет 25 человек.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающие­ся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комп­лект. Независимо от ступени общего образования наполняе­мость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех клас­сов — не более 15 человек.

Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя — создание ус­ловий для саморазвития и самореализации личности обучаю­щегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  формирование и развитие коллектива класса;

  создание благоприятных психолого-педагогических ус­ловий для развития личности, самоутверждения каж­дого обучающегося, сохранения неповторимости и рас­крытия его потенциальных способностей;

  формирование здорового образа жизни;

  организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

 

   защита прав и интересов обучающихся;

   организация системной работы с обучающимися в классе;

   гуманизация отношений между обучающимися, меж­ду обучающимися и педагогическими работниками;

   формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

   организация социально значимой, творческой деятель­ности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя — целенаправлен­ный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локаль­ных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллекти­вом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллек­тиве класса, межэтнических и межконфессиональных отно­шений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффектив­ного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о но­вейших тенденциях, способах и формах воспитательной дея­тельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необхо­димо учитывать уровень воспитанности обучающихся, соци­альные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя: 1. Организационно-координирующие:

  обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

  установление контактов с родителями (иными закон­ными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительно­го образования);

  проведение консультаций, бесед с родителями (ины­ми законными представителями) обучающихся;

  взаимодействие с педагогическими работниками, а так­же учебно-вспомогательным персоналом общеобразо­вательного учреждения;

  организация в классе образовательного процесса, оп­тимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности обще­школьного коллектива;

  организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

  стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

  взаимодействие с каждым обучающимся и коллекти­вом класса в целом;

  ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

  регулирование межличностных отношений между обу­чающимися;

  установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

  содействие общему благоприятному психологическо­му климату в коллективе класса;

  оказание помощи обучающимся в формировании ком­муникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

  изучение индивидуальных особенностей обучающих­ся и динамики их развития;

  определение состояния и перспектив развития коллек­тива класса.

4. Контрольные:

  контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  контроль за посещаемостью учебных занятий обучаю­щимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руково­дитель выбирает формы работы с обучающимися:

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнени­ями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправле­ния и др.):

  коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, похо­ды, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообраз­но руководствоваться следующим:

  определять содержание и основные виды деятельнос­ти в соответствии с задачами, стоящими перед обще­образовательным учреждением;

  учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обу­чающихся, внешние условия;

  обеспечивать целостность содержания, форм и мето­дов социально значимой, творческой деятельности обу­чающихся класса.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя

Эффективность осуществления функций классного руко­водителя можно оценить на основании двух групп критери­ев: результативности и деятельности.

Критерии результативности отражают тот уровень, кото­рого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организа­ция воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающи­мися в данном классе, и другими участниками образователь­ного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными за­конными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучаю­щихся).

Hosted by uCoz